Перейти к содержанию

Крым-2009. Балаклава.


Рекомендуемые сообщения

На второй день нашего пребывания в Крыму было решено днем, прямо с пляжа прыгнуть в тачку и прокатиться до Балаклавы.

 

Балаклава — населённый пункт на юго-западном побережье Крымского полуострова, до 1957 года имел статус города, сегодня в административном отношении является частью Балаклавского района Севастополя, хотя фактически и поныне территориально отделён от остального Севастополя незастроенным пространством в несколько километров. По одной из версий название города происходит из турецкого языка и переводится как «рыбный мешок»; по другой версии название происходит из крымскотатарского языка, на котором выражение «balıqlı ava» дословно означает «рыбная погода».

Балаклавская бухта — одна из самых удобных бухт на Чёрном море для швартовки кораблей, база подводных лодок, она узкая (200—400 м) и глубокая (до 17 м), в ней не бывает штормов. При входе в бухту скалистый берег делает несколько поворотов, поэтому со стороны открытого моря гавань вообще не видна.

Сейчас Балаклава является популярным крымским курортом. Туристов привлекает не только город с древней историей и большим количеством памятников, но и окрестные пляжи, куда можно добраться на катерах, и живописные скалы у мыса Айя с гротами.

 

Приехали прямо в центр города, припарковались у воды:

0_18d92_d0c90be1_XL.jpg

 

Глянули по сторонам... На катера да яхты... Эхх...

0_18d8f_cfc76d7b_XL.jpg

 

А вон, на горе, виднеются развалины "чего-то там" :)

0_18d91_c07fcbbe_XL.jpg

 

Приехали, осмотрелись, да за спиной увидели вот такой вод "вход" в гору:

0_18d7c_fbad3472_XL.jpg

 

 

Это был вход в "Объект 825".

 

Если кратко, то это:

- начали строить в 1957, завершили в 1961

- строили сначала военные, потом присоединились Московские, Тбилиские и Харьковские метростроители

- завод и арсенал противоатомное убежище первой категории на 3000 человек и автономностью 30 суток

- Толщина скального грунта над объектом 126 метров в высшей точке

- в режиме убежища в канале базировалось 8 (7+одна в доке) лодок проекта 613 и 633

- Длина канала 505м; ширина водной поверхности от 6 до 8,5; глубина от 6 до 8,5

- комплекс брошен в 1995 году, музей открыт 3 Июня 2003 года

- завод и минно-торпедная часть для посещения закрыты.

 

Пошли внутрь.

0_18d7d_b37d7714_XL.jpg

 

Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100Кт), включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады для хранения торпедного и иного вооружения. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой, находится два выхода. Со стороны бухты — вход в штольню. В случае необходимости он перекрывался батопортом, который поддувался воздухом и всплывал. Для выхода в открытое море был оборудован выпуск на северной стороне горы, который также перекрывался ботопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.

 

0_18d7e_1653a32_XL.jpg

 

В период после Второй Мировой войны, обе сверхдержавы — СССР и США наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшего в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили. Балакалава была выбрана для строительства подземного комплекса не случайно. Узкий извилистый пролив шириной всего 200-400 м. укрывает гавань не только от штормов, но и от постороних глаз - со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом.

В 1957 году было создано специальное строительное управление № 528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения. Подземный комплекс строился 4 года — с 1957 по 1961. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы. После закрытия в 1990-х большая часть комплекса не охранялась и около шести лет разворовывалась.

 

0_18d7f_6bc4f2ca_XL.jpg

 

Объект 825 ГТС, для обслуживания которого была сформирована 155-я бригада подводных лодок, предназначался для ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов предназначеных для этих субмарин. В центральной штольне объекта могло разместиться 7 подлодок указаных проектов, а при необходимости, во всех штольнях — до 14 субмарин разных классов. Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В арсенале также хранилось ядерное оружие, обслуживал которое только офицерский состав. Температура внутри базы держится около 15 градусов.

 

0_18d80_6822baea_XL.jpg

 

0_18d81_5fa11269_XL.jpg

 

0_18d82_5dd46b0f_XL.jpg

 

Место с подсветкой - место работника - механика управления уровнем воды. Дело в том, что когда лодка заплывала, то уровень воды в базе мог меняться - больше/меньше.

0_18d83_60d1a088_XL.jpg

 

Просто красивый туман (а точнее пар) из-за разницы температур на улице и внутри:

0_18d84_727cd5c9_XL.jpg

 

Пошли дальше, внутрь базы по тоннелям:

0_18d85_cf15dcd8_XL.jpg

 

Сама база построена по методам отсеков (как на самих подводных лодках). Все отсеки отделены друг от друга вот такими "тоненькими дверьми":

0_18d86_40a49fb8_XL.jpg

Такие двери выдерживали попадание атомной бомбы.

 

"Гуляем" дальше по коридорам:

0_18d87_ea8b393c_XL.jpg

 

0_18d88_5902532_XL.jpg

 

0_18d89_4a5b2153_XL.jpg

 

0_18d8a_bd570da6_XL.jpg

 

Надо сказать, что по всем коридорам, раньше, проходила железная дорога для вагонеток. На них возили снаряды, технику и прочее для лодок. Сами работники перемещались вдоль стен - по краям для них были очерчены зоны пешеходного прохода. Т.к. повороты были довольно крутыми, да и к тому же из других проходов могла ехать вагонетка - повсюду, каждые 5 метров на стенах были повешены рации, которые жутко верещали при приближении с той или иной стороны вагонетки с грузом.

Нам там это дело включали - процесс не из приятных, особенно с тамошней акустикой...

 

0_18d8b_f6dfe04b_XL.jpg

 

Вот она, одна из таких вагонеток:

0_18d8c_67467b03_XL.jpg

 

Заброшенный и разварованный один из проходов внутри:

0_18d8d_7e62d230_XL.jpg

 

Толщина стен, между отсеками просто поражает:

0_18d8e_bc3dd7d7_XL.jpg

 

Честно, не понравилось особо... Для антуражу, можно было бы и картонную лодку в натуральную велечину впихнуть...

 

Вышли на улицу... Блин, минут 20-ть после полумрака на ярком солнце не могли открыть глаза.

Пошли в сторону крепости. Да не дошли:

0_18d7a_7269f84_XL.jpg

 

Дело в том, что в Балаклаве она сильно разрушенная. К тому же, то, что осталось, находится на реконструкции. Поэтому, мы решили съездить в более-менее сохранившуюсья Гэнуезсскую крепость в Судаке. Но это в следующем отчете...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дим как вчера побывала там, посмотрев твои фотки :) .....

В прошлом году впервой побывала на этом Объекте, хотя не однократно была в Балаклаве

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это был вход в "Объект 825"

В целях конспирации объект назывался попросту ГТС (Городская телефонная станция). Из-за этого и соседних четырёх других объектов Балаклава была закрытым городом в закрытом городе (Балаклава - часть Севастополя, в который в советское время можно было попасть только по приглашению).

 

Такие двери выдерживали попадание атомной бомбы

Не точно написал :)

Двери в убежище такого класса должны выдерживать взрывную волну от атомной бомбы, а не само попадание атомной бомбы. Именно поэтому они выпуклые наружу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не точно написал :)

Двери в убежище такого класса должны выдерживать взрывную волну от атомной бомбы, а не само попадание атомной бомбы. Именно поэтому они выпуклые наружу.

да-да... и именно поэтому все коридоры также не прямые и закругленные.

 

Андрюх, честно - не понравилось... Могли антуражу побольше сделать. И лапочки потусклее и мигающими их сделать. Тележку пустить ездить... Звуки тревоги включить... Да и лодку из пенопласта поставить...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Андрюх, честно - не понравилось... Могли антуражу побольше сделать. И лапочки потусклее и мигающими их сделать. Тележку пустить ездить... Звуки тревоги включить... Да и лодку из пенопласта поставить...

Потому что пипл хавает и так. Сколько денег сейчас незалэжные просят за вход?

 

ЗЫ: Я из детства помню минимум пару десятков альтернативных входов-выходов внутрь. Музей там занимает лишь малую часть всего пространства - там вся гора в подземельях фактически. И гора напротив тоже.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Потому что пипл хавает и так. Сколько денег сейчас незалэжные просят за вход?

 

ЗЫ: Я из детства помню минимум пару десятков альтернативных входов-выходов внутрь. Музей там занимает лишь малую часть всего пространства - там вся гора в подземельях фактически. И гора напротив тоже.

 

хавает, да еще и как... По-моему, 70 гривен - взрослый билет.

Там надо быть местным, или общаться с местными, кто проведет по пещерам. Вообще, разговаривал с местным аборигеном. Как он сказал, что большинство лазов, которые были - в последнее время завалили/закрыли. :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

70 гривен

:blink: сволочи! (с) Ещё небось за фотографирование столько же? :D

 

разговаривал с местным аборигеном. Как он сказал, что большинство лазов, которые были - в последнее время завалили/закрыли. :(

Понятно, значит проходы ещё остались :) Денег абориген хотел. Время идёт, а способ разводки на альтернативную экскурсию прежний :))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

суперски! был в балаклаве и летом и в этом году зимой.красота там,а на крепости красивейший вид,но щас наверна туда забиратца сложно! а ваще море..... :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

суперски! был в балаклаве и летом и в этом году зимой.красота там,а на крепости красивейший вид,но щас наверна туда забиратца сложно! а ваще море..... :)

забирацца сейчас на нее не сложно - там делать нефик, ибо все, что там есть, почти все - в строительных лесах на реконструкции...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

забирацца сейчас на нее не сложно - там делать нефик, ибо все, что там есть, почти все - в строительных лесах на реконструкции...

а если дальше крепости пойти, то там руины береговой батареи с подземельями, "бочка смерти", золотой пляж, серебряный пляж, объект "сотка" опять же со своими подземельями... там везде подземелья короче :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

забирацца сейчас на нее не сложно - там делать нефик, ибо все, что там есть, почти все - в строительных лесах на реконструкции...

 

крепость ваще камни,но там красивый вид!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

×
×
  • Создать...