Перейти к содержанию

И это Православная Церковь?


IcEMaN

Рекомендуемые сообщения

Айсман, вы руководсвуетесь не моей логикой, это факт. Я то не сужу, а привожу аноогию, а вот Вы судите по Патриарху или исходя из ваших ИМХО о всей Церкви, или я не правильно говорю?

А Церковь живет исключительно на то, что Вы отдаете ей последнее.

И еще интересный полемический прием Вы используете, чуть что сразу не суди и не судим будешь. Но сами меж тем суждения выносите, причем заявляя его как абсолют, но в конце обязательно добавляя непонятное ИМХО.

СМС страна у нас конечно многоконфессиональная, но не удивляйтесь, что в недалеком будущем Ваши же дети, вполне могут жить в Московском халифате, ибо мусульмане и причисляющие себя к ним никогда так не будут говорить о своей вере, как те у которых бог в душе.

И еще оставьте Вы уже священников в покое, ведь вы даже не являетесь членами Церкви чтобы выносить суждения, подкрепенные хотя бы личными переживаниями.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 1,2 тыс
  • Создана
  • Последний ответ

я так понимаю, ваша позиция - закрой свой рот и молись, молись, молись.... и тогда спасешь душу. ведь тело - темница души, в которой душа томится и страждет искупления...

священники обналичкой занимаются - молись, ездят на лексусах - молись, со стройки берут откаты - молись, Патриарх судится за квартиру с помощью грязных технологий, тратит на ремонт 20 лямов - молись. кто им дал право, прикрываясь верой, все это творить? Ребят, молитесь дальше. Не за горами платный вход в храм и флаеры на скидку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

я так понимаю, ваша позиция - закрой свой рот и молись, молись, молись.... и тогда спасешь душу. ведь тело - темница души, в которой душа томится и страждет искупления...

священники обналичкой занимаются - молись, ездят на лексусах - молись, со стройки берут откаты - молись, Патриарх судится за квартиру с помощью грязных технологий, тратит на ремонт 20 лямов - молись. кто им дал право, прикрываясь верой, все это творить? Ребят, молитесь дальше. Не за горами платный вход в храм и флаеры на скидку.

 

Бред...уж извини, даже анализировать тут нечего. Прицепились к лексусам и баблу, приезжайте в рязанскую обл допустим и сходите в церквушку. Может там рядом где лексус по канавам проезжал.

Речь не о том, гораздо глубже смотрите. Выше Калужанин, точно описал.

 

И кстати да, хоть кто-нибудь когда-нибудь слышал от мусульман дурное слово о мечетях и их руководстве??? Я никогда. Хотя знакомые есть, более того близкий друг мусульманин.

 

С головы угу тухнет...вот только с чьей. После таких нападок.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эван, вот уж вы меня уели, я вам столько уже цитат привел не из себя, упаси Господи, умные люди говорили (смотрите выше). А вы все об одном, ну введут платные входы и флаеры, Вам-то какое до этого дело, Вы как в храм не ходили так и не будете. Вас от похода в храм останавливает только это?Ответьте себе хотя бы честно

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Евгений79, Калужанин и Модрич26, вы абсолютно не слышите и не пытаетесь услышать то, что вам здесь говорят, а упорно твердите свое. Очень интересно, что бы вы говорили и делали, окажись, не дай Бог, на месте Юрия Шевченко, в данной ситтуации!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Евгений79, Калужанин и Модрич26, вы абсолютно не слышите и не пытаетесь услышать то, что вам здесь говорят, а упорно твердите свое. Очень интересно, что бы вы говорили и делали, окажись, не дай Бог, на месте Юрия Шевченко, в данной ситтуации!

 

Я тебе тезка прям щас отвечу, будь я на его месте. Кстати тоже самое думал про оппонентов - явно не понимают что хотят им сказать.

 

Если даже допустить, что это все правда (а газетам и телевизерам я не верю) конечно бы я боролся за свои права и с несправедливостью. Понятно что ничего хорошего о Патриархе я бы не думал. НО я бы не записывал во врагов ВСЕХ церковнослужителей, называя их ворами и бандитами, а их профессию бизнесом! Мысль понятна???

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эван, вот уж вы меня уели

 

что я сделал?

 

я вам столько уже цитат привел не из себя, упаси Господи, умные люди говорили (смотрите выше). А вы все об одном, ну введут платные входы и флаеры, Вам-то какое до этого дело, Вы как в храм не ходили так и не будете. Вас от похода в храм останавливает только это?Ответьте себе хотя бы честно

 

мне прямое дело до всего этого!!! я православный христианин. и мне, в отличие от вас - не похрену на тот беспредел, который творится в современной РПЦ. я хожу в Храмы, которые построены не в конце 20-21 века ( где заложены именные кирпичи в фундаменте). и хожу туда общаться с Богом а не соблюдать обряды. для меня это вера в Бога, а не обряды и прочее.

а вам, видимо, весь этот беспредел безразличен. вам главное, чтобы вас причастили и исповедали. а кто это делает - вам без разницы. что вы мне хотите доказать? что я не прав? что я не верующий, что я не православный? я тоже самое могу предъявить и вам. вы не порицаете людей, которые прикрываясь верой в Бога, творят беззаконие!!!! ведут себя безнравственно. никто из вас не написал что патриарх не прав в этой истории. Вы обвинили в безбожии, в непатриотизме, в ереси уже почти. от церкви может отлучите? были бы в средние времена, да еще и католики, за такие разговоры - на костер.... старые проверенные методы видения дискуссии. с нами все кто верят в Бога. кто не с нами - в Бога не верит.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

я так понимаю, ваша позиция - закрой свой рот и молись, молись, молись.... и тогда спасешь душу. ведь тело - темница души, в которой душа томится и страждет искупления...

священники обналичкой занимаются - молись, ездят на лексусах - молись, со стройки берут откаты - молись, Патриарх судится за квартиру с помощью грязных технологий, тратит на ремонт 20 лямов - молись. кто им дал право, прикрываясь верой, все это творить? Ребят, молитесь дальше. Не за горами платный вход в храм и флаеры на скидку.

Что-то мне это напоминает...., вспомнил это называется - "СТАБИЛЬНОСТЬ", т.о. что в гос-ве то и в РПЦ (я имею ввиду элиту)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Евгений79, Калужанин и Модрич26, вы абсолютно не слышите и не пытаетесь услышать то, что вам здесь говорят, а упорно твердите свое. Очень интересно, что бы вы говорили и делали, окажись, не дай Бог, на месте Юрия Шевченко, в данной ситтуации!

 

как что делали? молились. только это им бы и осталось делать....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А еще хочу задать Вам вопрос. На что живет современная РПЦ? Вообще по всей России? На что?

Как мне сегодня сказали,что они живут на пожертвования,а когда пожертвования заканчиваются,то им приходится покупать...Я не совсем поняла что это значит,но тактичность не позволила уточнить.Мне по сути всё равно,лишь бы платили.Для меня это работа.

 

ps я понимаю что вопрос был не ко мне)) Мнение наших верующих тоже интересно :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заочно уважаю верование любого человека.Это как то личное дело каждого. Каждому нужно во что то верить и каждый сам выбирает во что)

За себя скажу, в церкви не хожу и в религии разочаровалась давно. Как сказал один человек "В Бога верю,в религию нет" вот примерно так.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересная статейка про квартирку

 

Оттуда же: " ...по древней православной традиции каждый монах при постриге, а патриарх является монахом, дает обет нестяжания. Его суть не иметь ничего, кроме самого необходимого. Монах должен следовать этому обету, он не вправе принимать в дар шикарные квартиры, машины, яхты, он может посоветовать направить дары на благотворительные цели или церковному приходу..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Однажды свободомыслящий молодой человек насмешливо отозвался в присутствии христианина о достоверности Библии, поскольку авторство отдельных ее частей, дескать, не установлено. На это христианин сказал ему: «Назовите мне, пожалуйста, автора таблицы умножения».

 

Молодой человек смущенно замолчал, но потом сознался, что автор ему неизвестен.

 

«Не глупо ли с вашей стороны верить в правильность таблицы умножения и пользоваться ею, если вы не знаете, кто ее составил?» — сказал христианин.

 

«Но ведь знать имя автора совсем не важно! Важно, что таблица практически применима», - был ответ.

 

«Хорошо сказано! — воскликнул христианин — И я держусь того же мнения. Библия уже миллионы раз оказывалась практическим руководством для жизни при всевозможных случаях и затруднениях».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не поленитесь, найдите время и послушайте В. Соловьева. Он лично беседовал с Кириллом и спрашивал его про квартиры, часы и т.п. Наши журналажники, как обычно, что-то где-то услышали и не разобравшись давай быстрее печатать статейки...

Церковь пошла на диалог с обществом

С минуты 8:55 начинается разговор про собственность Кирилла

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот здесь на форуме заметил насколько сильно влияют на умы средства массовой информации. Что в этой теме, что про выборы. Только где то что то кто то понаписал ТУТ ЖЕ принимается за чистую монету. Я не говорю конкретно про эту тему, но сам факт поражает. Да и при этом многие писали что СМИ у нас продажные. Так чего ж вы так сами им легко верите?? Вам суют чтоб поверили а вы съедаете. Цели основные нам неизвестны, в том числе и кто прав а кто виновен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слова Евангельские «слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат..» многие знают, но немногие своими глазами видели как это происходит.

 

В приюте Миша ничем особенно не выделялся. Во время встреч и бесед с нашими волонтерами показался всем спокойным, доброжелательным и общительным ребенком. С удовольствием участвовал в беседах на любые темы. Пожалуй, его отличали лишь трезвомыслие и какая-то взрослость рассуждений.

 

Еще он был уверен, что над миром стоит невидимая Сила, ее называют Богом, и люди должны соблюдать законы, установленные этой Силой. Были и другие его высказывания, из которых все делали уверенный вывод, что Миша — верующий ребенок. Поэтому очень удивились, когда Миша, узнав, что Аня из группы девочек собирается принять Святое Крещение, разволновался и стал буквально проситься, чтобы и его крестили: «Возьмите, возьмите меня с собой, я тоже хочу быть крещеным!» Казалось, он давно ждал удобного случая, чтобы стать наконец христианином.

 

Мы, конечно, порадовались его настойчивости и вскоре группу детей, в том числе и Мишу, привели в храм. Дальше все пошло как обычно при Крещении... После обряда наша волонтер Ольга выдала Мише чистую белую рубашку. Он надел ее и тут произошло настоящее чудо.

 

Кто-то позвал мальчика, но вместо того, чтобы ответить, Миша начал вертеть головой, а потом с радостным криком бросился на шею Ольге: «Тетя Оля... те-етя Оля, я слышу!.. Я слышу!»

 

Как рассказывала потом волонтер Ольга, она совершенно растерялась, не понимая что происходит с ребенком. Миша ей тут же сам все объяснил. Оказывается, Михаил был слабослышащим ребенком, одним ухом он не слышал совсем. А тут, в одно мгновение, он стал слышать мир совершенно явно и четко! Неудивительно, что Миша был потрясен происшедшей с ним переменой.

 

Подбежали взволнованные воспитатели, они были в курсе Мишиной болезни. Убедившись в том, что глухота оставила мальчика, они стали радоваться вместе со всеми, волонтерами и детьми, происшедшему чуду, которое произошло у всех на глазах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не поленитесь, найдите время и послушайте В. Соловьева. Он лично беседовал с Кириллом и спрашивал его про квартиры, часы и т.п. Наши журналажники, как обычно, что-то где-то услышали и не разобравшись давай быстрее печатать статейки...

Церковь пошла на диалог с обществом

С минуты 8:55 начинается разговор про собственность Кирилла

Соловьевский бред...

 

каждый монах при постриге, а патриарх является монахом, дает обет нестяжания. Его суть не иметь ничего, кроме самого необходимого

 

Кому лень слушать журналиста Соловьева:

 

Журналист Владимир Соловьев в своей передаче на радио «Вести FM» поделился со слушателями несколькими фактами из жизни патриарха Кирилла, которые он выяснил в ходе интервью с главой РПЦ. В частности, журналист заявил, что зачастую информация, распространяемая в «либеральных» СМИ, не является действительностью. Журналист уверен, что нынешний патриарх в 90-е ничего не получал от беспошлинного ввоза алкогольной и табачной продукции в Россию. Он утверждает, что зарабатывали на этом «вполне конкретные посредники».

 

«Церкви перепадали крохи, на которые она выживала. А многочисленные фирмы-присоски получали миллионы долларов», — рассказал Соловьев, добавив, что в Россию тогда ввозилась водка вместо вина и «Мерседесы» под видом санитарных машин. По его словам, именно благодаря владыке Кириллу тогда удалось остановить эту «порочную схему».

 

Соловьев также спросил у патриарха о часах Breguet, стоимостью в 30 тысяч евро. Глава РПЦ пояснил, что такие часы ему действительно дарили, однако он их так ни разу и не надел, а фотография, опубликованная в некоторых СМИ, является коллажем. Патриарх рассказал журналисту о скандале с квартирой в «Доме на набережной». По его словам, жилье ему подарил бывший заместитель столичного мэра Юрия Лужкова Владимир Ресин. Решение о выдаче квартиры подписал президент Борис Ельцин.

 

«За все время его святейшество не провел в этой квартире и недели жизни. Но перевез туда потрясающую библиотеку, которая досталась патриарху от отца», — рассказал Соловьев. Он добавил, что туда же отправились и две троюродные сестры патриарха, которые, по словам журналиста, «положили жизнь» на помощь патриарху. Именно они рассказали главе православной церкви о том, что их квартира была засыпана плотной строительной пылью из-за ремонта этажом ниже. Дальнейшую судебную тяжбу вела одна из его сестер, и «никакие церковные структуры» к этому отношения не имели. Деньги, которые патриарху теперь обязан выплатить экс-министр здравоохранения Юрий Шевченко, пойдут на чистку библиотеки и благотворительность, заверил Соловьева глава РПЦ. http://www.ridus.ru/news/27457/

 

Действительно - Его Святейшество, а остальное все это монтаж и съемки госдепа на подставной квартире в "Доме на набережной"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Патриарх рассказал журналисту о скандале с квартирой в «Доме на набережной». По его словам, жилье ему подарил бывший заместитель столичного мэра Юрия Лужкова Владимир Ресин. Решение о выдаче квартиры подписал президент Борис Ельцин.

 

«За все время его святейшество не провел в этой квартире и недели жизни. Но перевез туда потрясающую библиотеку, которая досталась патриарху от отца», — рассказал Соловьев. Он добавил, что туда же отправились и две троюродные сестры патриарха, которые, по словам журналиста, «положили жизнь» на помощь патриарху. Именно они рассказали главе православной церкви о том, что их квартира была засыпана плотной строительной пылью из-за ремонта этажом ниже. Дальнейшую судебную тяжбу вела одна из его сестер, и «никакие церковные структуры» к этому отношения не имели. Деньги, которые патриарху теперь обязан выплатить экс-министр здравоохранения Юрий Шевченко, пойдут на чистку библиотеки и благотворительность, заверил Соловьева глава РПЦ. http://www.ridus.ru/news/27457/

 

Действительно - Его Святейшество, а остальное все это монтаж и съемки госдепа на подставной квартире в "Доме на набережной"

 

сам-то веришь в это? если да, то попробуй отсудить у соседей хотя бы 10000 рублей на похожих условиях....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Патриарх рассказал журналисту о скандале с квартирой в «Доме на набережной». По его словам, жилье ему подарил бывший заместитель столичного мэра Юрия Лужкова Владимир Ресин. Решение о выдаче квартиры подписал президент Борис Ельцин.

 

«За все время его святейшество не провел в этой квартире и недели жизни. Но перевез туда потрясающую библиотеку, которая досталась патриарху от отца», — рассказал Соловьев. Он добавил, что туда же отправились и две троюродные сестры патриарха, которые, по словам журналиста, «положили жизнь» на помощь патриарху. Именно они рассказали главе православной церкви о том, что их квартира была засыпана плотной строительной пылью из-за ремонта этажом ниже. Дальнейшую судебную тяжбу вела одна из его сестер, и «никакие церковные структуры» к этому отношения не имели. Деньги, которые патриарху теперь обязан выплатить экс-министр здравоохранения Юрий Шевченко, пойдут на чистку библиотеки и благотворительность, заверил Соловьева глава РПЦ. http://www.ridus.ru/news/27457/

 

Действительно - Его Святейшество, а остальное все это монтаж и съемки госдепа на подставной квартире в "Доме на набережной"

 

сам-то веришь в это? если да, то попробуй отсудить у соседей хотя бы 10000 рублей на похожих условиях....

 

В том то и дело что я не верю и меня задолбала наша стабильность, налоги МАТ знает куда, царьки на местах, что за меня выбирают мэров и т.д. и т.п.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поверь!

 

Однажды атеист прогуливался вдоль обрыва, поскользнулся и упал вниз. Падая, ему удалось схватиться за ветку маленького дерева, росшего из расщелины в скале. Вися на ветке, раскачиваясь на холодном ветру, он понял всю безнадёжность своего положения: внизу были замшелые валуны, а способа подняться наверх не было. Его руки, держащиеся за ветку, ослабели.

"Ну, - подумал он, - только один Бог может спасти меня сейчас. Я никогда не верил в Бога, но я, должно быть, ошибался. Что я теряю?" Поэтому он позвал: "Боже! Если ты существуешь, спаси меня, и я буду верить в тебя!" Ответа не было.

Он позвал снова: "Пожалуйста, Боже! Я никогда не верил в тебя, но если ты спасёшь меня сейчас, я с сего момента буду верить в тебя".

Вдруг Великий Глас раздался с облаков: "О нет, ты не будешь! Я знаю таких, как ты!"

Человек так удивился, что чуть было не выпустил ветку. "Пожалуйста, Боже! Ты ошибаешься! Я на самом деле думаю так! Я буду верить!" - "О нет, ты не будешь! Все вы так говорите!"

Человек умолял и убеждал.

Наконец Бог сказал: "Ну хорошо. Я спасу тебя... Отпусти ветку". "Отпустить ветку?!, - воскликнул человек. - Не думаешь ли ты, что я сумасшедший?"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

во что поверить-то? в Бога? уже верим. В невиновность Патриарха, занимающегося рейдерством - верьте в это сами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Стоимость подушки

 

Один раз у архимандрита Оптинского Моисея были гости, с которыми он сидел в зале. В это время в переднюю пришла пожилая, бедно одетая женщина с подушкой в руках. Отец Моисей увидел ее в растворенные двери и, по обычаю, вышел к ней в переднюю с вопросом:

- Что тебе надобно?

– Батюшка! Сделайте милость, возьмите это, у меня дома дети голодные, есть нам нечего.

– А что эта подушка стоит?

– Полтора рубля.

– Это дорого, возьми рубль, – с этими словами отец Моисей пошел в спальню, взял пятирублевую бумажку и отдал ее старухе под видом рубля, приговаривая: - Дорого, дорого.

Женщина поклонилась и вышла. Отец архимандрит пошел к своим гостям, но едва успел вернуться, как старуха, рассмотрев в сенях ассигнацию, опять отворила дверь со словами:

- Батюшка, никак вы ошиблись.

– Да ступай, ступай, я сказал, что больше не стоит.

Старуха ушла, а гости слышали только разговор про один рубль серебром. Много раз прикрывал он так свои благодеяния.

во что поверить-то? в Бога? уже верим. В невиновность Патриарха, занимающегося рейдерством - верьте в это сами.

 

 

Однажды авва Макарий застал в своей келии вора, который грузил его вещи на стоявшего у келии осла. Не подав вида, что он хозяин этих вещей, преподобный стал молча помогать увязывать поклажу. Отпустив его с миром, блаженный сказал себе:

- Мы ничего не внесли в этот мир, ясно, что ничего не можем и унести отсюда. Да будет благословен Господь во всём!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Л. Н. Толстой

Война и мир. пока в кратком изложении. могу выложить полное собрание, если тебе интересны великие литературные произведения.

 

Действие книги начинается летом 1805 г. в Петербурге. На вечере у фрейлины Шерер присутствуют среди прочих гостей Пьер Безухов, незаконный сын богатого вельможи, и князь Андрей Болконский. Разговор заходит о Наполеоне, и оба друга пытаются защитить великого человека от осуждений хозяйки вечера и её гостей. Князь Андрей собирается на войну, потому что мечтает о славе, равной славе Наполеона, а Пьер не знает, чем ему заняться, участвует в кутежах петербургской молодёжи (здесь особое место занимает Федор Долохов, бедный, но чрезвычайно волевой и решительный офицер); за очередное озорство Пьер выслан из столицы, а Долохов разжалован в солдаты.

 

Далее автор переносит нас в Москву, в дом графа Ростова, доброго, хлебосольного помещика, устраивающего обед в честь именин жены и младшей дочери. Особый семейный уклад объединяет родителей Ростовых и детей — Николая (он собирается на войну с Наполеоном), Наташу, Петю и Соню (бедную родственницу Ростовых); чужой кажется только старшая дочь — Вера.

 

У Ростовых продолжается праздник, все веселятся, танцуют, а в это время в другом московском доме — у старого графа Безухова — хозяин при смерти. Начинается интрига вокруг завещания графа: князь Василий Курагин (петербургский придворный) и три княжны — все они дальние родственники графа и его наследники — пытаются выкрасть портфель с новым завещанием Безухова, по которому его главным наследником становится Пьер; Анна Михайловна Друбецкая — бедная дама из аристократического старинного рода, самозабвенно преданная своему сыну Борису и везде ищущая покровительства для него, — мешает выкрасть портфель, и огромное состояние достаётся Пьеру, теперь уже графу Безухову. Пьер становится своим человеком в петербургском свете; князь Курагин старается женить его на своей дочери — красавице Элен — и преуспевает в этом.

 

В Лысых Горах, имении Николая Андреевича Болконского, отца князя Андрея, жизнь идёт давно заведённым порядком; старый князь постоянно занят — то пишет записки, то даёт уроки дочери Марье, то работает в саду. Приезжает князь Андрей с беременной женой Лизой; он оставляет жену в доме отца, а сам отправляется на войну.

 

Осень 1805 г.; русская армия в Австрии принимает участие в походе союзных государств (Австрии и Пруссии) против Наполеона. Главнокомандующий Кутузов делает все, чтобы избежать участия русских в сражении, — на смотре пехотного полка он обращает внимание австрийского генерала на плохое обмундирование (особенно на обувь) русских солдат; вплоть до Аустерлицкого сражения русская армия отступает, чтобы соединиться с союзниками и не принимать сражения с французами. Чтобы основные силы русских смогли отступить, Кутузов посылает четырёхтысячный отряд под командованием Багратиона задержать французов; Кутузову удаётся заключить перемирие с Мюратом (французским маршалом), что позволяет выиграть время.

 

Юнкер Николай Ростов служит в Павлоградском гусарском полку; он живёт на квартире в немецкой деревне, где стоит полк, вместе со своим эскадронным командиром, ротмистром Василием Денисовым. В одно утро у Денисова пропал кошелёк с деньгами — Ростов выяснил, что кошелёк взял поручик Телянин. Но этот проступок Телянина бросает тень на весь полк — и командир полка требует, чтобы Ростов признал свою ошибку и извинился. Офицеры поддерживают командира — и Ростов уступает; он не извиняется, но отказывается от своих обвинений, и Телянина исключают из полка по болезни. Между тем полк отправляется в поход, и боевое крещение юнкера происходит во время переправы через реку Энс; гусары должны переправиться последними и поджечь мост.

 

Во время Шенграбенского сражения (между отрядом Багратиона и авангардом французской армии) Ростов оказывается ранен (под ним убита лошадь, при падении он контузил руку); он видит приближающихся французов и «с чувством зайца, убегающего от собак», бросает пистолет в француза и бежит.

 

За участие в сражении Ростов произведён в корнеты и награждён солдатским Георгиевским крестом. Он приезжает из Ольмюца, где, готовясь к смотру, стоит лагерем русская армия, в Измайловский полк, где находится Борис Друбецкой, чтобы повидаться с товарищем детства и забрать письма и деньги, присланные ему из Москвы. Он рассказывает Борису и Бергу, который квартирует вместе с Друбецким, историю своего ранения — но не так, как это было на самом деле, а так, как обычно рассказывают про кавалерийские атаки («как рубил направо и налево» и т. п.).

 

Во время смотра Ростов испытывает чувство любви и обожания к императору Александру; это чувство только усиливается во время Аустерлицкого сражения, когда Николай видит царя — бледного, плачущего от поражения, одного посреди пустого поля.

 

Князь Андрей вплоть до Аустерлицкого сражения живёт в ожидании великого подвига, который ему суждено совершить. Его раздражает все, что диссонирует с этим его чувством — и выходка офицера-насмешника Жеркова, поздравившего австрийского генерала с очередным поражением австрийцев, и эпизод на дороге, когда лекарская жена просит вступиться за неё и князь Андрей сталкивается с обозным офицером. Во время Шенграбенского сражения Болконский замечает капитана Тушина — «небольшого сутуловатого офицера» с негероической внешностью, командующего батареей. Успешные действия батареи Тушина обеспечили успех сражения, но когда капитан докладывал Багратиону о действиях своих артиллеристов, он робел больше, чем во время боя. Князь Андрей разочарован — его представление о героическом не вяжутся ни с поведением Тушина, ни с поведением самого Багратиона, ничего по сути не приказывавшего, а лишь соглашавшегося с тем, что предлагали ему подъезжавшие адъютанты и начальники.

 

Накануне Аустерлицкого сражения был военный совет, на котором австрийский генерал Вейротер читал диспозицию предстоящего сражения. Во время совета Кутузов откровенно спал, не видя никакого прока ни в какой диспозиции и предчувствуя, что завтрашнее сражение будет проиграно. Князь Андрей хотел высказать свои соображения и свой план, но Кутузов прервал совет и предложил всем разойтись. Ночью Болконский думает о завтрашнем сражении и о своём решающем участии в нем. Он хочет славы и готов отдать за неё все: «Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно».

 

Наутро, как только солнце вышло из тумана, Наполеон дал знак начинать сражение — это был день годовщины его коронования, и он был счастлив и уверен в себе. Кутузов же выглядел мрачным — он сразу заметил, что в войсках союзников начинается путаница. Перед сражением император спрашивает у Кутузова, почему не начинается сражение, и слышит от старого главнокомандующего: «Потому и не начинаю, государь, что мы не на параде и не на Царицыном Лугу». Очень скоро русские войска, обнаружив неприятеля намного ближе, чем предполагали, расстраивают ряды и бегут. Кутузов требует остановить их, и князь Андрей со знаменем в руках бросается вперёд, увлекая за собой батальон. Почти сразу его ранят, он падает и видит над собой высокое небо с тихо ползущими по нему облаками. Все его прежние мечты о славе кажутся ему ничтожными; ничтожным и мелким кажется ему и его кумир, Наполеон, объезжающий поле боя после того, как французы наголову разбили союзников. «Вот прекрасная смерть», — говорит Наполеон, глядя на Болконского. Убедившись, что Болконский ещё жив, Наполеон приказывает отнести его на перевязочный пункт. В числе безнадёжных раненых князь Андрей был оставлен на попечение жителей.

 

Николай Ростов приезжает в отпуск домой; Денисов едет с ним. Ростов везде — и дома, и знакомыми, то есть всей Москвой — принят как герой; он сближается с Долоховым (и становится одним из его секундантов на дуэли с Безуховым). Долохов делает предложение Соне, но та, влюблённая в Николая, отказывает; на прощальной пирушке, устроенной Долоховым для своих друзей перед отъездом в армию, он обыгрывает Ростова (по-видимому, не вполне честно) на крупную сумму, как бы мстя ему за Сонин отказ.

 

В доме Ростовых царит атмосфера влюбленности и веселья, создаваемая прежде всего Наташей. Она прекрасно поёт, танцует (на балу у Иогеля, учителя танцев, Наташа танцует мазурку с Денисовым, что вызывает общее восхищение). Когда Ростов после проигрыша возвращается домой в угнетённом состоянии, он слышит пение Наташи и забывает обо всем — о проигрыше, о Долохове: «все это вздор […] а вот оно — настоящее». Николай признается отцу в проигрыше; когда удаётся собрать нужную сумму, он уезжает в армию. Денисов, восхищённый Наташей, просит её руки, получает отказ и уезжает.

 

В Лысых Горах в декабре 1805 г. побывал князь Василий с младшим сыном — Анатолем; цель Курагина состояла в том, чтобы женить своего беспутного сына на богатой наследнице — княжне Марье. Княжну необычайно взволновал приезд Анатоля; старый князь не хотел этого брака — он не любил Курагиных и не хотел расставаться с дочерью. Случайно княжна Марья замечает Анатоля, обнимающего её компаньонку-француженку, m-lle Бурьен; к радости своего отца, она отказывает Анатолю.

 

После Аустерлицкого сражения старый князь получает письмо от Кутузова, в котором сказано, что князь Андрей «пал героем, достойным своего отца и своего отечества». Там же говорится, что среди убитых Болконский не обнаружен; это позволяет надеяться, что князь Андрей жив. Между тем княгиня Лиза, жена Андрея, должна родить, и в самую ночь родов возвращается Андрей. Княгиня Лиза умирает; на её мёртвом лице Болконский читает вопрос: «Что вы со мной сделали?» — чувство вины перед покойной женой более не оставляет его.

 

Пьера Безухова мучает вопрос о связи его жены с Долоховым: намёки знакомых и анонимное письмо постоянно возбуждают этот вопрос. На обеде в московском Английском клубе, устроенном в честь Багратиона, между Безуховым и Долоховым вспыхивает ссора; Пьер вызывает Долохова на дуэль, на которой он (не умеющий стрелять и никогда не державший прежде пистолета в руках) ранит своего противника. После тяжёлого объяснения с Элен Пьер уезжает из Москвы в Петербург, оставив ей доверенность на управление своими великорусскими имениями (что составляет большую часть его состояния).

 

По дороге в Петербург Безухов останавливается на почтовой станции в Торжке, где знакомится с известным масоном Осипом Алексеевичем Баздеевым, который наставляет его — разочарованного, растерянного, не знающего, как и зачем жить дальше, — и даёт ему рекомендательное письмо к одному из петербургских масонов. По приезде Пьер вступает в масонскую ложу: он в восторге от открывшейся ему истины, хотя сам ритуал посвящения в масоны его несколько смущает. Преисполненный желания делать добро ближним, в частности своим крестьянам, Пьер едет в свои имения в Киевской губернии. Там он очень рьяно приступает к реформам, но, не имея «практической цепкости», оказывается вполне обманутым своим управляющим.

 

Возвращаясь из южного путешествия, Пьер навещает своего друга Болконского в его имении Богучарово. Князь Андрей после Аустерлица твёрдо решил нигде не служить (чтобы отделаться от действительной службы, он принял должность по сбору ополчения под началом своего отца). Все его заботы замыкаются на сыне. Пьер замечает «потухший, мёртвый взгляд» своего друга, его отрешённость. Энтузиазм Пьера, его новые взгляды резко контрастируют с скептическим настроением Болконского; князь Андрей полагает, что ни школы, ни больницы для крестьян не нужны, а отменить крепостное право нужно не для крестьян — они привыкли к нему, — а для помещиков, которых развращает неограниченная власть над другими людьми. Когда друзья отправляются в Лысые Горы, к отцу и сестре князя Андрея, между ними происходит разговор (на пароме во время переправы): Пьер излагает князю Андрею свои новые взгляды («мы живём не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всем»), и Болконский впервые после Аустерлица видит «высокое, вечное небо»; «что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно проснулось в его душе». Пока Пьер был в Лысых Горах, он наслаждался близкими, дружескими отношениями не только с князем Андреем, но и со всеми его родными и домашними; для Болконского со встречи с Пьером началась (внутренне) новая жизнь.

 

Возвратившись из отпуска в полк, Николай Ростов почувствовал себя как дома. Все было ясно, заранее известно; правда, нужно было думать о том, чем кормить людей и лошадей, — от голода и болезней полк потерял почти половину людей. Денисов решается отбить транспорт с продовольствием, назначенный пехотному полку; вызванный в штаб, он встречает там Телянина (в должности обер-провиантмейстера), избивает его и за это должен предстать перед судом. Воспользовавшись тем, что он был легко ранен, Денисов отправляется в госпиталь. Ростов навещает Денисова в госпитале — его поражает вид больных солдат, лежащих на соломе и на шинелях на полу, запах гниющего тела; в офицерских палатах он встречает Тушина, потерявшего руку, и Денисова, который после некоторых уговоров соглашается подать государю просьбу о помиловании.

 

С этим письмом Ростов отправляется в Тильзит, где происходит свидание двух императоров — Александра и Наполеона. На квартире Бориса Друбецкого, зачисленного в свиту русского императора, Николай видит вчерашних врагов — французских офицеров, с которыми охотно общается Друбецкой. Все это — и неожиданная дружба обожаемого царя с вчерашним узурпатором Бонапартом, и свободное дружеское общение свитских офицеров с французами — все раздражает Ростова. Он не может понять, зачем нужны были сражения, оторванные руки и ноги, если императоры так любезны друг с другом и награждают друг друга и солдат неприятельских армий высшими орденами своих стран. Случайно ему удаётся передать письмо с просьбой Денисова знакомому генералу, а тот отдаёт его царю, но Александр отказывает: «закон сильнее меня». Страшные сомнения в душе Ростова кончаются тем, что он убеждает знакомых офицеров, как и он, недовольных миром с Наполеоном, а главное — себя в том, что государь знает лучше, что нужно делать. А «наше дело — рубиться и не думать», — говорит он, заглушая свои сомнения вином.

 

Те предприятия, которые затеял у себя Пьер и не смог довести ни до какого результата, были исполнены князем Андреем. Он перевёл триста душ в вольные хлебопашцы (т. е. освободил от крепостной зависимости) ; заменил барщину оброком в других имениях; крестьянских детей начали учить грамоте и т. д. Весной 1809 г. Болконский поехал по делам в рязанские имения. По дороге он замечает, как все вокруг зелено и солнечно; только огромный старый дуб «не хотел подчиняться обаянию весны» — князю Андрею в лад с видом этого корявого дуба кажется, что жизнь его кончена.

 

По опекунским делам Болконскому нужно увидеться с Ильёй Ростовым — уездным предводителем дворянства, и князь Андрей едет в Отрадное, имение Ростовых. Ночью князь Андрей слышит разговор Наташи и Сони: Наташа полна восторга от прелести ночи, и в душе князя Андрея «поднялась неожиданная путаница молодых мыслей и надежд». Когда — уже в июле — он проезжал ту самую рощу, где видел старый корявый дуб, тот преобразился: «сквозь столетнюю жёсткую кору пробились без сучков сочные молодые листья». «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год», — решает князь Андрей; он едет в Петербург, чтобы «принять деятельное участие в жизни».

 

В Петербурге Болконский сближается со Сперанским — государственным секретарем, близким к императору энергичным реформатором. К Сперанскому князь Андрей испытывает чувство восхищения, «похожее на то, которое он когда-то испытывал к Бонапарте». Князь становится членом комиссии составления воинского устава, В это время Пьер Безухов тоже живёт в Петербурге — он разочаровался в масонстве, примирился (внешне) со своей женой Элен; в глазах света он — чудак и добрый малый, но в душе его продолжается «трудная работа внутреннего развития».

 

Ростовы тоже оказываются в Петербурге, т. к. старый граф, желая поправить денежные дела, приезжает в столицу искать места службы. Берг делает предложение Вере и женится на ней. Борис Друбецкой, уже близкий человек в салоне графини Элен Безуховой, начинает ездить к Ростовым, не в силах устоять перед обаянием Наташи; в разговоре с матерью Наташа признается, что не влюблена в Бориса и не собирается выходить за него замуж, но ей нравится, что он ездит. Графиня поговорила с Друбецким, и тот перестал бывать у Ростовых.

 

В канун Нового года должен быть бал у екатерининского вельможи. Ростовы тщательно готовятся к балу; на самом балу Наташа испытывает страх и робость, восторг и волнение. Князь Андрей приглашает её танцевать, и «вино её прелести ударило ему в голову»: после бала ему кажутся незначительными его занятия в комиссии, речь государя в Совете, деятельность Сперанского. Он делает предложение Наташе, и Ростовы принимают его, но по условию, поставленному старым князем Болконским, свадьба может состояться только через год. На этот год Болконский уезжает за границу.

 

Николай Ростов приезжает в отпуск в Отрадное. Он пытается привести в порядок хозяйственные дела, пытается проверить счета приказчика Митеньки, но из этого ничего не выходит. В середине сентября Николай, старый граф, Наташа и Петя со сворой собак и свитой охотников выезжают на большую охоту. Вскоре к ним присоединяется их дальний родственник и сосед («дядюшка»). Старый граф со своими слугами пропустил волка, за что ловчий Данило его обругал, как бы забыв, что граф его барин. В это время на Николая вышел другой волк, и собаки Ростова его взяли. Позже охотники встретили охоту соседа — Илагина; собаки Илагина, Ростова и дядюшки погнали зайца, но взял его дядюшкин кобель Ругай, что привело в восхищение дядюшку. Затем Ростов с Наташей и Петей едут к дядюшке. После ужина дядюшка стал играть на гитаре, а Наташа пошла плясать. Когда они возвращались в Отрадное, Наташа призналась, что никогда уже не будет так счастлива и спокойна, как теперь.

 

Наступили святки; Наташа томится от тоски по князю Андрею — на короткое время её, как и всех, развлекает поездка ряжеными к соседям, но мысль о том, что «даром пропадает её лучшее время», мучает её. Во время святок Николай особенно остро почувствовал любовь к Соне и объявил о ней матери и отцу, но их этот разговор очень расстроил: Ростовы надеялись, что их имущественные обстоятельства поправит женитьба Николая на богатой невесте. Николай возвращается в полк, а старый граф с Соней и Наташей уезжает в Москву.

 

Старый Болконский тоже живёт в Москве; он заметно постарел, стал раздражительнее, отношения с дочерью испортились, что мучает и самого старика, и в особенности княжну Марью. Когда граф Ростов с Наташей приезжают к Болконским, те принимают Ростовых недоброжелательно: князь — с расчётом, а княжна Марья — сама страдая от неловкости. Наташу это больно ранит; чтобы её утешить, Марья Дмитриевна, в доме которой Ростовы остановились, взяла ей билет в оперу. В театре Ростовы встречают Бориса Друбецкого, теперь жениха Жюли Карагиной, Долохова, Элен Безухову и её брата Анатоля Курагина. Наташа знакомится с Анатолем. Элен приглашает Ростовых к себе, где Анатоль преследует Наташу, говорит ей о своей любви к ней. Он тайком посылает ей письма и собирается похитить её, чтобы тайно венчаться (Анатоль уже был женат, но этого почти никто не знал).

 

Похищение не удаётся — Соня случайно узнает о нем и признается Марье Дмитриевне; Пьер рассказывает Наташе, что Анатоль женат. Приехавший князь Андрей узнает об отказе Наташи (она прислала письмо княжне Марье) и о её романе с Анатолем; он через Пьера возвращает Наташе её письма. Когда Пьер приезжает к Наташе и видит её заплаканное лицо, ему становится жалко её и вместе с тем он неожиданно для себя говорит ей, что если бы он был «лучший человек в мире», то «на коленях просил бы руки и любви» её. В слезах «умиления и счастья» он уезжает.

 

В июне 1812 г. начинается война, Наполеон становится во главе армии. Император Александр, узнав, что неприятель перешёл границу, посылает к Наполеону генерал-адъютанта Балашева. Четыре дня Балашев проводит у французов, которые не признают за ним того важного значения, которое он имел при русском дворе, и наконец Наполеон принимает его в том самом дворце, из которого отправлял его русский император. Наполеон слушает только себя, не замечая, что часто впадает в противоречия.

 

Князь Андрей хочет найти Анатоля Курагина и вызвать его на дуэль; для этого он едет в Петербург, а потом в Турецкую армию, где служит при штабе Кутузова. Когда Болконский узнает о начале войны с Наполеоном, он просит перевода в Западную армию; Кутузов даёт ему поручение к Барклаю де Толли и отпускает его. По дороге князь Андрей заезжает в Лысые Горы, где внешне все по-прежнему, но старый князь очень раздражён на княжну Марью и заметно приближает к себе m-lle Bourienne. Между старым князем и Андреем происходит тяжёлый разговор, князь Андрей уезжает.

 

В Дрисском лагере, где находилась главная квартира русской армии, Болконский застаёт множество противоборствующих партий; на военном совете он окончательно понимает, что нет никакой военной науки, а все решается «в рядах». Он просит у государя разрешения служить в армии, а не при дворе.

 

Павлоградский полк, в котором по-прежнему служит Николай Ростов, уже ротмистр, отступает из Польши к русским границам; никто из гусар не думает о том, куда и зачем идут. 12 июля один из офицеров рассказывает в присутствии Ростова про подвиг Раевского, который вывел на Салтановскую плотину двух сыновей и с ними рядом пошёл в атаку; история эта вызывает у Ростова сомнения: он не верит рассказу и не видит смысла в подобном поступке, если это и было на самом деле. На следующий день при местечке Островне эскадрон Ростова ударил на французских драгун, теснивших русских улан. Николай взял в плен французского офицера «с комнатным лицом» — за это он получил Георгиевский крест, но сам он никак не мог понять, что смущает его в этом так называемом подвиге.

 

Ростовы живут в Москве, Наташа очень больна, к ней ездят доктора; в конце петровского поста Наташа решает говеть. 12 июля, в воскресенье, Ростовы поехали к обедне в домашнюю церковь Разумовских. На Наташу очень сильное впечатление производит молитва («Миром Господу помолимся»). Она постепенно возвращается к жизни и даже вновь начинает петь, чего она уже давно не делала. Пьер привозит Ростовым воззвание государя к москвичам, все растроганы, а Петя просит, чтобы ему разрешили пойти на войну. Не получив разрешения, Петя решает на следующий день пойти встречать государя, приезжающего в Москву, чтобы выразить ему своё желание служить отечеству.

 

В толпе москвичей, встречающих царя, Петю чуть не задавили. Вместе с другими он стоял перед Кремлевским дворцом, когда государь вышел на балкон и начал бросать народу бисквиты — один бисквит достался Пете. Вернувшись домой, Петя решительно объявил, что непременно пойдёт на войну, и старый граф на следующий день поехал узнавать, как бы пристроить Петю куда-нибудь побезопаснее. На третий день пребывания в Москве царь встретился с дворянством и купечеством. Все были в умилении. Дворянство жертвовало ополчение, а купцы — деньги.

 

Старый князь Болконский слабеет; несмотря на то что князь Андрей в письме сообщал отцу, что французы уже у Витебска и что пребывание его семьи в Лысых Горах небезопасно, старый князь заложил в своём имении новый сад и новый корпус. Князь Николай Андреевич посылает управляющего Алпатыча в Смоленск с поручениями, тот, приехав в город, останавливается на постоялом дворе, у знакомого хозяина — Ферапонтова. Алпатыч передаёт губернатору письмо от князя и слышит совет ехать в Москву. Начинается бомбардировка, а потом и пожар Смоленска. Ферапонтов, ранее не желавший и слышать об отъезде, неожиданно начинает раздавать солдатам мешки с продовольствием: «Тащи все, ребята! […] Решилась! Расея!» Алпатыч встречает князя Андрея, и тот пишет сестре записку, предлагая срочно уезжать в Москву.

 

Для князя Андрея пожар Смоленска «был эпохой» — чувство озлобления против врага заставляло его забывать своё горе. Его называли в полку «наш князь», любили его и гордились им, и он был добр и кроток «со своими полковыми». Его отец, отправив домашних в Москву, решил остаться в Лысых Горах и защищать их «до последней крайности»; княжна Марья не соглашается уехать вместе с племянниками и остаётся с отцом. После отъезда Николушки со старым князем случается удар, и его перевозят в Богучарово. Три недели разбитый параличом князь лежит в Богучарове, наконец он умирает, перед смертью попросив прощения у дочери.

 

Княжна Марья после похорон отца собирается выехать из Богучарова в Москву, но богучаровские крестьяне не хотят выпускать княжну. Случайно в Богучарове оказывается Ростов, легко усмиривший мужиков, и княжна может уехать. И она, и Николай думают о воле провидения, устроившей их встречу.

 

Когда Кутузов назначается главнокомандующим, он призывает князя Андрея к себе; тот прибывает в Царево-Займище, на главную квартиру. Кутузов с сочувствием выслушивает известие о кончине старого князя и предлагает князю Андрею служить при штабе, но Болконский просит разрешения остаться в полку. Денисов, тоже прибывший на главную квартиру, спешит изложить Кутузову план партизанской войны, но Кутузов слушает Денисова (как и доклад дежурного генерала) явно невнимательно, как бы «своею опытностью жизни» презирая все то, что ему говорилось. И князь Андрей уезжает от Кутузова совершенно успокоенный. «Он понимает, — думает Болконский о Кутузове, — что есть что-то сильнее и значительнее его воли, — это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение […] А главное — это то, что он русский».

 

Это же. он говорит перед Бородинским сражением Пьеру, приехавшему, чтобы видеть сражение. «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой и был прекрасный министр, но как только она в опасности, нужен свой, родной человек», — объясняет Болконский назначение Кутузова главнокомандующим вместо Барклая. Во время сражения князь Андрей смертельно ранен; его приносят в палатку на перевязочный пункт, где он на соседнем столе видит Анатоля Курагина — тому ампутируют ногу. Болконский охвачен новым чувством — чувством сострадания и любви ко всем, в том числе и к врагам своим.

 

Появлению Пьера на Бородинском поле предшествует описание московского общества, где отказались говорить по-французски (и даже берут штраф за французское слово или фразу), где распространяются растопчинские афишки, с их псевдонародным грубым тоном. Пьер чувствует особенное радостное «жертвенное» чувство: «все вздор в сравнении с чем-то», чего Пьер не мог уяснить себе. По дороге к Бородину он встречает ополченцев и раненых солдат, один из которых говорит: «Всем народом навалиться хотят». На поле Бородина Безухов видит молебен перед Смоленской чудотворной иконой, встречает некоторых своих знакомых, в том числе Долохова, который просит прощения у Пьера.

 

Во время сражения Безухов оказался на батарее Раевского. Солдаты вскоре привыкают к нему, называют его «наш барин»; когда кончаются заряды, Пьер вызывается принести новых, но не успел он дойти до зарядных ящиков, как раздался оглушительный взрыв. Пьер бежит на батарею, где уже хозяйничают французы; французский офицер и Пьер одновременно хватают друг друга, но пролетавшее ядро заставляет их разжать руки, а подбежавшие русские солдаты прогоняют французов. Пьера ужасает вид мёртвых и раненых; он уходит с поля сражения и три версты идёт по Можайской дороге. Он садится на обочину; через некоторое время трое солдат разводят поблизости костёр и зовут Пьера ужинать. После ужина они вместе идут к Можайску, по дороге встречают берейтора Пьера, который отводит Безухова к постоялому двору. Ночью Пьер видит сон, в котором с ним говорит благодетель (так он называет Баздеева); голос говорит, что надо уметь соединять в своей душе «значение всего». «Нет, — слышит Пьер во сне, — не соединять, а сопрягать надо». Пьер возвращается в Москву.

 

ещё два персонажа даны крупным планом во время Бородинского сражения: Наполеон и Кутузов. Накануне сражения Наполеон получает из Парижа подарок от императрицы — портрет сына; он приказывает вынести портрет, чтобы показать его старой гвардии. Толстой утверждает, что распоряжения Наполеона перед Бородинским сражением были ничуть не хуже всех других его распоряжений, но от воли французского императора ничего не зависело. Под Бородином французская армия потерпела нравственное поражение — это и есть, по Толстому, важнейший результат сражения.

 

Кутузов во время боя не делал никаких распоряжений: он знал, что решает исход сражения «неуловимая сила, называемая духом войска», и он руководил этой силой, «насколько это было в его власти». Когда флигель-адъютант Вольцоген приезжает к главнокомандующему с известием от Барклая, что левый фланг расстроен и войска бегут, Кутузов яростно нападает на него, утверждая, что неприятель всюду отбит и что завтра будет наступление. И это настроение Кутузова передаётся солдатам.

 

После Бородинского сражения русские войска отступают к Филям; главный вопрос, который обсуждают военачальники, это вопрос о защите Москвы. Кутузов, понимающий, что Москву защищать нет никакой возможности, отдаёт приказ об отступлении. В то же время Растопчин, не понимая смысла происходящего, приписывает себе руководящее значение в оставлении и пожаре Москвы — то есть в событии, которое не могло совершиться по воле одного человека и не могло не совершиться в тогдашних обстоятельствах. Он советует Пьеру уезжать из Москвы, напоминая ему его связь с масонами, отдаёт толпе на растерзание купеческого сына Верещагина и уезжает из Москвы. В Москву вступают французы. Наполеон стоит на Поклонной горе, ожидая депутации бояр и разыгрывая в своём воображении великодушные сцены; ему докладывают, что Москва пуста.

 

Накануне оставления Москвы у Ростовых шли сборы к отъезду. Когда подводы были уже уложены, один из раненых офицеров (н

 

кануне несколько раненых были приняты Ростовыми в дом) попросил разрешения отправиться с Ростовыми на их подводе дальше. Графиня вначале возражала — ведь пропадало последнее состояние, — но Наташа убедила родителей отдать все подводы раненым, а большую часть вещей оставить. В числе раненых офицеров, которые ехали с Ростовыми из Москвы, был и Андрей Болконский. В Мытищах, во время очередной остановки, Наташа вошла в комнату, где лежал князь Андрей. С тех пор она на всех отдыхах и ночлегах ухаживала за ним.

 

Пьер не уехал из Москвы, а ушел из своего дома и стал жить в доме вдовы Баздеева. ещё до поездки в Бородино он узнал от одного из братьев-масонов, что в Апокалипсисе предсказано нашествие Наполеона; он стал вычислять значение имени Наполеона («зверя» из Апокалипсиса), и число это было равно 666; та же сумма получалась из числового значения его имени. Так Пьеру открылось его предназначение — убить Наполеона. Он остаётся в Москве и готовится к великому подвигу. Когда французы вступают в Москву, в дом Баздеева приходит офицер Рамбаль со своим денщиком. Безумный брат Баздеева, живший в том же доме, стреляет в Рамбаля, но Пьер вырывает у него пистолет. Во время обеда Рамбаль откровенно рассказывает Пьеру о себе, о своих любовных похождениях; Пьер рассказывает французу историю своей любви к Наташе. Наутро он отправляется в город, уже не очень веря своему намерению убить Наполеона, спасает девочку, вступается за армянское семейство, которое грабят французы; его арестовывает отряд французских улан.

 

Петербургская жизнь, «озабоченная только призраками, отражениями жизни», шла по-старому. У Анны Павловны Шерер был вечер, на котором читалось письмо митрополита Платона государю и обсуждалась болезнь Элен Безуховой. На другой день было получено известие об оставлении Москвы; через некоторое время прибыл от Кутузова полковник Мишо с известием об оставлении и пожаре Москвы; во время разговора с Мишо Александр сказал, что он сам встанет во главе своего войска, но не подпишет мира. Между тем Наполеон присылает к Кутузову Лористона с предложением мира, но Кутузов отказывается от «какой бы то ни было сделки». Царь требует наступательных действий, и, несмотря на нежелание Кутузова, Тарутинское сражение было дано.

 

Осенней ночью Кутузов получает известие о том, что французы ушли из Москвы. До самого изгнания врага из пределов России вся деятельность Кутузова имеет целью только удерживать войска от бесполезных наступлений и столкновений с гибнущим врагом. Армия французов тает при отступлении; Кутузов по дороге из Красного на главную квартиру обращается к солдатам и офицерам: «Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди». Против главнокомандующего не прекращаются интриги, и в Вильне государь выговаривает Кутузову за его медлительность и ошибки. Тем не менее Кутузов награждён Георгием I степени. Но в предстоящей кампании — уже за пределами России — Кутузов не нужен. «Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер».

 

Николай Ростов отправляется за ремонтом (покупать лошадей для дивизии) в Воронеж, где встречает княжну Марью; у него опять появляются мысли о женитьбе на ней, но его связывает обещание, данное им Соне. Неожиданно он получает письмо от Сони, в котором та возвращает ему его слово (письмо было написано по настоянию графини). Княжна Марья, узнав, что её брат находится в Ярославле, у Ростовых, едет к нему. Она видит Наташу, её горе и чувствует близость между собой и Наташей. Брата она застаёт в том состоянии, когда он уже знает, что умрёт. Наташа поняла смысл того перелома, который произошёл в князе Андрее незадолго до приезда сестры: она говорит княжне Марье, что князь Андрей «слишком хорош, он не может жить». Когда князь Андрей умер, Наташа и княжна Марья испытывали «благоговейное умиление» перед таинством смерти.

 

Арестованного Пьера приводят на гауптвахту, где он содержится вместе с другими задержанными; его допрашивают французские офицеры, потом он попадает на допрос к маршалу Даву. Даву был известен своей жестокостью, но когда Пьер и французский маршал обменялись взглядами, они оба смутно почувствовали, что они братья. Этот взгляд спас Пьера. Его вместе с другими отвели к месту казни, где французы расстреляли пятерых, а Пьера и остальных пленных отвели в барак. Зрелище казни страшно подействовало на Безухова, в душе его «все завалилось в кучу бессмысленного сора». Сосед по бараку (его звали Платон Каратаев) накормил Пьера и своей ласковой речью успокоил его. Пьер навсегда запомнил Каратаева как олицетворение всего «русского доброго и круглого». Платон шьёт французам рубахи и несколько раз замечает, что и среди французов разные люди бывают. Партию пленных выводят из Москвы, и вместе с отступающей армией они идут по Смоленской дороге. Во время одного из переходов Каратаев заболевает и его убивают французы. После этого Безухову на привале снится сон, в котором он видит шар, поверхность которого состоит из капель. Капли движутся, перемещаются; «вот он, Каратаев, разлился и исчез», — снится Пьеру. Наутро отряд пленных был отбит русскими партизанами.

 

Денисов, командующий партизанским отрядом, собирается, соединившись с небольшим отрядом Долохова, напасть на большой французский транспорт с русскими пленными. От немецкого генерала, начальника большого отряда, прибывает посланный с предложением присоединиться для совместных действий против французов. Этот посланный был Петя Ростов, оставшийся на день в отряде Денисова. Петя видит, как возвращается в отряд Тихон Щербатый, мужик, ходивший «брать языка» и избежавший погони. Приезжает Долохов и вместе с Петей Ростовым едет на разведку к французам. Когда Петя возвращается в отряд, он просит казака наточить ему саблю; он почти засыпает, и ему снится музыка. Наутро отряд нападает на французский транспорт, и во время перестрелки Петя погибает. Среди отбитых пленных был Пьер.

 

После освобождения Пьер находится в Орле — он болен, сказываются физические лишения, испытанные им, но душевно он чувствует никогда прежде не испытанную им свободу. Он узнает о смерти своей жены, о том, что князь Андрей ещё месяц после ранения был жив. Приехав в Москву, Пьер едет к княжне Марье, где встречает Наташу. После смерти князя Андрея Наташа замкнулась в своём горе; из этого состояния её выводит известие о гибели Пети. Она три недели не отходит от матери, и только она может облегчить горе графини. Когда княжна Марья уезжает в Москву, Наташа по настоянию отца едет с нею. Пьер обсуждает с княжной Марьей возможность счастья с Наташей; в Наташе тоже просыпается любовь к Пьеру.

 

Прошло семь лет. Наташа в 1813 г. выходит за Пьера. Старый граф Ростов умирает. Николай выходит в отставку, принимает наследство — долгов оказывается вдвое больше, чем имения. Он вместе с матерью и Соней поселяется в Москве, в скромной квартире. Встретив княжну Марью, он пытается быть с ней сдержанным и сухим (ему неприятна мысль о женитьбе на богатой невесте), но между ними происходит объяснение, и осенью 1814 г. Ростов женится на княжне Болконской. Они переезжают в Лысые Горы; Николай умело ведёт хозяйство и вскоре расплачивается с долгами. Соня живёт в его доме; «она, как кошка, прижилась не к людям, а к дому».

 

В декабре 1820 г. Наташа с детьми гостит у брата. Ждут приезда Пьера из Петербурга. Приезжает Пьер, привозит всем подарки. В кабинете между Пьером, Денисовым (он тоже гостит у Ростовых) и Николаем происходит разговор, Пьер — член тайного общества; он говорит о дурном правительстве и необходимости перемен. Николай не соглашается с Пьером и говорит, что не может принять тайного общества. Во время разговора присутствует Николенька Болконский — сын князя Андрея. Ночью ему снится, что он вместе с дядей Пьером, в касках, как в книге Плутарха, идут впереди огромного войска. Николенька просыпается с мыслями об отце и о грядущей славе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.


×
×
  • Создать...