Перейти к содержанию

ТехноРоссия


PRO

Рекомендуемые сообщения

Наверное, многие задаются вопросами: как техно проникло в Россию, как оно тут развивалось и что происходит с ним здесь и сейчас? В нашей стране всегда находились энтузиасты, которые были готовы развивать новые явления молодежной культуры. Техно просто не могло ускользнуть от их орлиного взора. У техно в России свой собственный, не похожий на другие страны, путь — и тем он интереснее для нас. Менталитет русского человека настолько особенный, что делает все по своей собственной логике, и техно не стало для него исключением. Пройдя путь от андеграундного угара, через эпоху танцевальных клубов и открытых рэйвов и, наконец, дойдя до наших дней, техно еще не утратило своей загадочной привлекательности, шарма подпольности и эстетике безумного танца...

 

ТЕХНОИСТОКИ

 

Как известно, музыкальный стиль techno зародился в Детройте, в середине 80-х годов. Это была быстрая по тем временам музыка: с бас-барабаном «четыре четверти» и различными футуристическими звуками. Хуан Эткинс — отец-основатель музыки техно — ориентировался на соул и фанк, ведь город Детройт, где он проживал, помимо завода Ford, был еще известен лейблом Motown.

 

В Детройте техно было музыкой андеграунда. В моде были house и hip-hop, поэтому все последователи музыки Эткинса (Деррик Мэй, Кевин Сондерсон, Майк Бэнкс, Джефф Миллс и другие) были малоизвестны в собственном городе, их труды не были замечены большинством радио ди-джеев. Именно поэтому техно стало подпольным, а сами участники техно-движения, дабы донести свою музыку до людей, стали устраивать нелегальные вечеринки. Проводились они и на заброшенных складах, и даже в зданиях школ. Изолированность от общественности стимулировала детройтцев создавать коллективы, подобные Underground Resistance, целью которых было противостояние программированию общества со стороны государства и борьба с так называемой «Системой» — и все это посредством техно-музыки!

 

Удивительным образом, в Европе востребованность детройтских техно-пионеров была колоссальной. Когда acid house уже сбавлял обороты, что как ни жесткое техно идеально подходило для проведения всевозможных рейвов? Записи детройтских музыкантов стали распространяться по Европе и Азии. Характерным образом стиль проведения вечеринок остался тем же: найти пустующий заброшенный склад, привезти туда оборудование и устроить чертов праздник! Подобные вечеринки проводились во Франции, Великобритании, Голландии, Бельгии и Германии. Дошли они и до России…

 

Сама культура вечеринок в тогдашнем СССР была часто замешана на какой-либо политической партии. Организовать собственную дискотеку было не так-то легко. Заграничная эстрада долгое время была просто под запретом, и диск-жокей должен был выстраивать свои сеты в соответствии с указами свыше, дабы не подать общественности что-то антигосударственное.

 

В конце 80-х крутилось много разной музыки: от Pink Floyd, Boney M и Kiss — до Depeche Mode, CC Catch и Pet Shop Boys. Техно тогда еще не было. Но дискотеки не стояли на месте, появлялись инициативные ребята, которых нынешнее положение вещей (когда музыка игралась с магнитофонных кассет, а диск-жокей выполнял роль ведущего) не устраивала... Одними из таких ребят была группа «Новые Композиторы». Уже тогда в 1987-1988 годах они устраивали первые вечеринки в питерском Планетарии, где крутили электронную музыку. Впрочем, их труды, по словам очевидцев, не были оценены должным образом. Видимо прогрессивная общественность не была еще готова к столь резким поворотам.

 

 

ТЕХНОПИТЕР

 

Принято считать, что рэйверская волна пошла именно из Петербурга. Именно в это время существовали сквоты (заброшенные помещения, в которых обычно поселялись жить художники), где в начале 90-х стали устраиваться вечеринки с совсем другой, незнакомой публике музыкой. Эту музыку привозили на «сорокопятках» с Запада, и это уже, как минимум, был заграничный евродэнс, хаус или техно-поп. На одной стороне такой пластинки были всеми известные танцевальные хиты, на другой — «минусовка», то есть обычный ритм-трек, без слов. В то же время вошло в моду запускать такие «минусовки» без остановки на длительное время. Так рождался сквот на Свечном, шел 1990 год...

 

Сквот на Свечном был не единственной местом тусовки прогрессивной молодежи. Такие энтузиасты, как Африка, Новиков и Гурьянов, возили пластинки из Америки и стояли у истоков сквота на Фонтанке. Именно в это время техно стало известно узкому кругу людей, которых связывала любовь к новой электронной музыке, а также желание хорошенько оттянуться под заграничные ритмы в заброшенном доме. Привезенную с Запада музыку тиражировали на кассеты и свободно распространяли. Так она попала в Москву, где публика к тому времени уже устала от диско и техно-попа и была готова к новым открытиям. В это же время стали появляться ди-джеи, которые обучались у «продвинутых» настоящему ди-джейскому мастерству.

 

В Питере развитие шло семимильными шагами. На вечеринках, вроде «Невский Проспект» и «Лидер», на экранах проецировались видеоклипы таких зарубежных команд, как KLF, 2 Unlimited, S Express и других. Более того, Африке, Гурьянову и Новикову удалось каким-то невероятным образом устроить гастроли немецкого кудесника техно — Westbam'а. Сквоты на Фонтанке и Свечном дали почву для первых русских ди-джеев: Фонарь, Володя, Хаас, Миха Ворон, Олег Оджо и многих других. Стали появляться как и поп-ориентированные, так и настоящие техно-группы. В лице первых в начале 90-х мы могли наблюдать группы Технология (один из основателей которых — Леонид Величковский — принимал непосредственное участие в становлении московской техно-кульутры) и даже коллектив Мираж; в лице вторых — одна из первых техно-групп Not Found, от которой позже отделился сам ди-джей Groove (в свою очередь, создавший собственный проект — NDE), всё те же Новые Композиторы и, недалеко ушедшие от них по саунду, проекты Поп-механика, TDC (Techno-Dance-Club), Виды Рыб, Motor (два последних коллектива издавали свои альбомы на известнейшем голландском лейбле StaalPlaat).

 

ТЕХНОПРОРЫВ

 

Но для развития техно-культуры в России нужны были и другие — более эффективные методы популяризации. На помощь пришло радио, а позже — телевидение.

 

В конце 1991 года открылось первое российско-американское радио «Максимум». И уже с 1992 года на нем стала выходить программа ди-джея Фонаря "Funny House". Это был прорыв! Теперь техно стало доступно для любого меломана, который, возможно, даже и не имел понятия о том, что такая музыка вообще существует. Параллельно с "Funny House" на «М-радио» стали «просвещать» три человека, это были: Супер Алена, Слава Финист и Данила Мастер. В их программах техно не было редкостью.

 

Новая рэйв-культура на месте тоже не стояла. Ребята стали организовывать настоящие — большие рэйвы, которые собирали несколько сотен, а иногда и тысяч человек — уже тогда, в начале 90-х!

 

ТЕХНОМОСКВА

 

Наверное, первым эпохальным рэйвом стал «Гагарин party» (1991), который проходил в павильоне «Космос» на ВДНХ. Большую рекламу этому событию сделал сам Артемий Троицкий, который накануне рэйва, вещал в прямом эфире с телеканала РТР. На мероприятии выступили: Новые композиторы, ди-джеи Groove, Янис, были даже французские ди-джеи. Интересно то, что «Гагарин party» устроили питерские ребята. Один из них, Олег Цодиков, в 1992 году совместно с ди-джеем Хаас участвовал в организации еще нескольких рэйвов. Это «Гагарин party 2» и «Минкульт». Обе вечеринки прошли на ура. На втором «Гагарине» помимо русских ди-джеев, играли англичане. Чуть позже были еще два мероприятия: "Mobile" и "TechNoire".

 

Техно-культура, во многом благодаря культовым рэйвам, вроде «Гагарин party», стала из Питера постепенно переноситься в Москву, где уже в первой трети 90-х открываются клубы "RedZone", "Jump", «У ЛИСС'а». Проводя параллель с клубными событиями в Великобритании, где примерно в это же время клубный бизнес был оккупирован бандитами-наркоторговцами, нужно отметить, что и у нас бандитизм нашел себе место для отдыха, а иногда и для наживы. Публика на первых рейвах была богемной. О том, что в каком-то московском клубе крутят передовую музыку, знали только избранные. Но бандиты, которые были рады хорошенько оттянуться, специально для себя любимых и создавали эти клубы, в которых, несмотря на это, выступали сами прогрессивные на тот момент русские ди-джеи.

 

Если первые клубы, в которых крутили техно, хаус и диско были построены на криминальные деньги бандитских структур, то, начиная с 1993 года, в Москве и Питере стали появляться заведения, которые были возведены благодаря отдельным энтузиастам, заинтересованным в клубной культуре. Так в Москве открылся «Эрмитаж». В роли энтузиастов своего дела здесь выступили Света Виккерс и Дмитрий Петров, которые на собственные деньги построили этот клуб. В период 1993-1994 гг. появились "LSDance", "Penthouse", "Palace", "011", «Марика» и новая лига ди-джеев: Слон, Володя, Compass-Vrubell, Digger, Fish, Spider. Поскольку в то время большинство ди-джеев играли с CD и кассет, то появление в «Эрмитаже» вертушек Technics было большим достижением. Вместе с профессиональными вертушками в Москву, благодаря ди-джею Володе, проникло и передовое британское интеллектуальное техно, вроде Autechre, Aphex Twin и LFO.

 

В том же 1994 году Артемием Троицким была устроена грандиозная по количеству звезд мирового масштаба вечеринка — «Бритроника». Кажется, еще никому с тех времен не удавалось заманить в Россию столько выдающихся британских музыкантов одновременно. Такие гиганты, как Aphex Twin, Autechre, Seefeel, Bruce Gilbert, Poul Oakenfold, Banco De Gaia, The Orb, Ultramarine выступали в Москве под аплодисменты всего лишь 150 человек! Полный провал «Бритроники» надолго отбил у английских музыкантов желание выступать в России, а с чем он был связан — до сих пор остается загадкой. Ведь даже на «Гагарин party 2» пришло около 4000 человек, и на нем такие звезды электронной музыки не выступали.

 

 

ТЕХНОКЛУБЫ

 

Многие в то время поняли, что будущее за клубами. В Питере распахнул свои двери «Тоннель». Открыли его всё те же люди, которые тусовались раньше в сквотах (из которых их стали выгонять). И начиная с 1994 года рэйв-культура распространялась благодаря всё новым и новым ночным заведениям. Появилась у нее и все более ощутимая поддержка в лице журналов «Птюч», «Не спать!» и телевизионной программы «СубКультура».

 

Середина 90-х годов — это время, когда клубные промоутеры научились делать бизнес на рэйв-культуре. Почти все первые танцевальные клубы закрывались — такая печальная участь постигла и "Jump", и «Эрмитаж», и LSDance, и многие менее известные клубы. Причем закрывались эти заведения из-за каких-то пустяковых проблем: то с электричеством, то с договором об аренде, то из-за разногласий с жителями домов, в которых некоторые клубы находились. Поэтому те люди, которые стояли у истоков рэйв-танцулек, стали более серьезно подходить к вопросу «клубообразования» и методом проб и ошибок достигали своих целей.

 

Так в середине 90-х появилась новая волна клубов. Много шумихи было с журналом «Птюч», редакция которого не ограничилась клубной писаниной, а создала собственное одноименное заведение. В «Птюче» крутили интеллектуальное техно, вопреки моде на коммерческий хаус. В "Manhattan Express" были вечеринки под названием "Happy Mondays", которые пользовались бешеной популярностью у тамошних клабберов. Ди-джейский состав «Манхэттена» был самый что ни наесть звездный: Женя Жмакин, Фиш, и, Spider, Олег Оджо. Был еще знаменитый клуб «Аэроденс» Тимура Мамедова, в котором играли жесткое техно ди-джеи Lenin и Гаврила.

 

В 1995 году произошло событие, которое очень сильно повлияло на становление рэйв-культуры в стране. Ди-джеем Хаасом, Олегом Цодиковым и Олегом Кривошеиным был создан (из какой-то грязной канализации) роскошный клуб «Титаник», на открытии которого играли ди-джеи из Бельгии. В нём два раза в неделю проводились тематические вечеринки. В «Титанике» выступали все — и русские, и зарубежные ди-джеи. Более того, многие клубы тех времен были закрытые, то есть либо имел место быть строжайший дресс-код, либо изначально заведение создавали «для своих». «Титаник» же позиционировал себя, как клуб, открытый для всех — и там действительно была совершенно разношерстная публика.

 

ТЕХНОМУЗЫКА

 

В то время как рэйвы «Гагарин party 3» и «Орбита» собирали несколько тысяч почитателей электронной музыки, в концертном зале «Россия» выступали Prodigy, а в Москве и Питере гастролировал сам Роберт Майлз, — в это время постепенно стали появляться электронные лейблы, студии звукозаписи и, собственно, сами музыканты и композиторы — техно-продюссеры, одним словом! Нет, конечно же, они были и раньше, но то были единицы. Такие легенды, как «русские Kraftwerk» — группа «Братья по Разуму», которые уже в начале 80-х писали электронную музыку, — были скорее исключением из общего правила. Наши ди-джеи очень радовались зарубежным привозам винила, ведь музыки собственного сочинения почти не было. Многие ди-джеи начали варганить техно только в середине 90-х и то не все. Но нельзя забывать про первых техно-пионеров, таких как Новые Композиторы, Motor, TDC, Виды Рыб, Solar X (проект Романа Белавкина, чьи релизы вызвали настоящий ажиотаж в Британии, где местные журналы писали хвалебные рецензии на его альбомы), Жуткий Лазер (проект ди-джея Слона, который выпускался на его же лейбле Underground Experience), The Fantom (дуэт, в который входят две известные личности техно-сцены, Олег Костров и Михаил Малин) и другие. Разумеется, были и лейблы, выпускающие техно: вышеупомянутый Underground Experience, Air-Fish, Force Tracks, Extraphone, Transient records, Art-Tek и мощный Citadel Records, под крылом которого свои электронные опусы выпускали (некоторые выпускают и до сих пор) такие проекты, как: Moscow Grooves Institute, That Black, RЯ/БА Mutatntъ, Alexandroid, Ozone Cocktail, That Black…

 

ТЕХНОРАДИО

 

В 1995 году открылось радио «Станция 106,8 FM». Это был новый большой шаг в развитии техно-культуры в стране. Поскольку «Станция» свою жанровую ротацию определила как сугубо электронную, то и состав радиоведущих не пришлось долго искать — на помощь пришли опытные ди-джеи — завсегдатаи столичных клубов. Программным директором стал ди-джей Groove. Благодаря радио, многие узнали не только про популярные в то время техно, эйсид, хаус и транс, но и про относительно новые или неизвестные российским меломанам жанры (пришедшие к нам из Туманного Альбиона), такие как джангл, хардкор, эмбиент, гоа-транс и лаундж. На «Станции» электронную музыку продвигали такие ди-джеи, как Коля, Фонарь, Core, Град и многие другие.

 

В это время в Питере дела тоже не стояли на месте. По-прежнему эпицентром клубной жизни был клуб «Тоннель», конкуренцию которому составляли «Грибоедов» и «Нора». Местные ди-джеи — Took, Boomer, Слон и Лена Попова — стали активно участвовать в формировании питерских радиостанций электронной направленности. Так в 1997 году открылись радио «Рекорд» и «Порт ФМ». Последнее хоть и просуществовало всего лишь год, но даже за столь короткое время смогло засесть в души всем любителям электронной музыки. На «Порт ФМ» техно заведовал Слон. Радио «Рекорд» преподносил своим слушателям вполне коммерчески-ориентированную музыку, тем самым, привлекая к себе рекламодателей. На радио «Порт» творился творческий беспредел — в эфир шло абсолютно все, что только мог пожелать ди-джей. Это был полный андеграунд, музыкальный произвол! Возможно именно поэтому, радио «Рекорд» есть до сих пор, а «Порт» просуществовал всего 9 месяцев, но зато каких 9 месяцев!

 

ТЕХНОРЭЙВЫ

 

Перемещаясь снова в Москву, можно заметить, что клубы росли как грибы после дождя, но, разумеется, качество новых заведений не всегда было на высоте. Многие, кто был в конце 90-х в Москве, сетуют на недостаток действительно приличных заведений, которые бы крутили правильную музыку. Но они все же были. Несмотря на то, что легендарные «Птюч» и «Титаник» потерпели фиаско и были закрыты, на свет появились "Jazz Cafe", «Гараж» и «XIII». Был еще и абсолютно андеграундный и законспирированный «Бухенвальд», куда проходили только «свои люди». В свою очередь, "Jazz Cafe" считался тогда лучшим заведением ночной Москвы, которое просуществовало чуть ли не рекордное для клубов конца 90-х время — аж 4 года!

 

В период с 1997-1998 гг. прошли рэйвы "Renaissance", "I Love Techno", «Кризис party» и многие другие. Ди-джей Володя и Сергей Тепляков устроили грандиозный фестиваль в Парке Горького, на котором собралось около 15 тысяч зрителей. Это был настоящий рекорд тех лет! Фонарь стоял у истоков первого ежегодного пляжного фестиваля «Казантип», который, как известно, и сейчас один из самых востребованных среди рэйверской молодежи.

 

Потом появился "FortDance" — первый, второй, третий… Рэйвы стали ежегодно-планируемыми мероприятиями. В конце 90-х — начале нулевых заманить на рэйв звезду мирового масштаба уже не было проблемой. Все рассчитывалось заранее, и чаще всего провалов не было. К делу формирования техно-вечеринок стали подключаться всё новые и новые люди — бизнесмены, промоутеры — которые раньше даже и понятия не имели о том, что такое «техно», «рэйв». Поэтому, во многом из-за того, что к делу подключились люди, которым было плевать на культурную составляющую вечеринки, сама рэйв-культура стала коммерциализироваться. Эпоха нулевых годов — это эпоха перехода современной молодежи из клубов в большие концертные залы и на открытые площадки. Теперь танцевать под техно, стало дико модно. Да и не только под техно… Прошлую андеграундность вечеринок как будто смыло водой, не осталось какого-то шарма незаконности (хотя все было законно) и ощущения, что «мы — другие». Теперь если ты не знал, что такое техно, ты был лузером. Еще в обиход вошли такие слова, как «драм-н-бэйс», «хаус» и «транс». Для большинства молодых людей — эти слова были чем-то вроде: «А ну-ка посмотри, какое слово мне известно».

 

ТЕХНОНУЛЕВЫЕ

 

В дело вступили наркотики. Да, естественно, они были всегда — с самого начала движения и даже до него. Но теперь стало принципиально важным: прийти на рэйв и скушать таблетку — иначе почти никто не отдыхал. В этом, кстати, было большое отличие от одних из родоначальников рэйв-движения – Англии, где прелесть хауса не могли почувствовать без экстази и где позже, любая музыка на вечеринках проходила через мозговой «наркотический тестер» и, конечно же, под влиянием наркотиков всегда оказывалась пригодной. У нас такого подхода не было вообще! Те, кто считал нужным, те принимали, остальные (и их поначалу было большинство) получали удовольствие от музыки без наркотиков. Но с началом нулевых ситуация резко изменилась…

 

Когда техно-музыка открылась массам, перед промоутерами стала совсем другая задача: не где достать средства для того, чтобы устроить грандиозный праздник электронной музыки, а какой стиль музыки наиболее популярен? Какие ди-джеи наиболее востребованы? Провести фестиваль на природе или в концертном зале? В общем, появился выбор, о котором раньше даже и не мечтали.

 

Еще в конце 90-х техно было довольно популярным. Регулярно стали проводиться фестивали: "Mayday", "DJ Parade", "FortDance", «Восточный удар». Ди-джей Володя делал "Now & Wow" в Москве, где выступали великие техно-ди-джеи, такие как Свен Фэт, Лоран Гарнье и многие другие. Но нужно отметить, что популярность техно всё же постепенно снисходила на нет. Его попросту вытесняли тогда модные и в большинстве случаев коммерчески-ориентированные progressive house и drum'n'bass. Транс — дитя техно — был также популярен вместе со своими многочисленными ответвлениями…

 

ТЕХНОЗАКАТ?

 

Так что же стало с техно? Техно ушло? Где оно обитает и как его найти? Нет, техно никуда не ушло, техно даже не меняло мест своего обитания, да и найти его не составляет особо труда. Ушла или изменилась культура потребления техно, изменился подход к этой музыке. Конечно, можно сетовать на то, что в начале нулевых техно вытеснил драм-н-бэйс, в середине — хаус и транс. Но это так, если мы говорим о коммерции, а, следовательно, и о массовости явления. Но среди тех, кто шел с техно в ногу со временем, и даже среди новых меломанов есть люди, которые не потеряли интерес к этому движению. Они готовы покупать носители с любимой музыкой и делают это постоянно, не смотря ни на какую моду. А все потому, что техно еще способно нести некую «движуху». В техно есть драйв, для тех, кто хочет его услышать, и для тех, кто ищет. Все-таки детройтцы смогли внести в эту музыку что-то действительно андеграундное и неповторимое — они смогли донести до слушателей техно-дух — в равномерных толчках бас-барабана, сэмплерной технологии создания композиций, футуристических звуках и сухих ударах Roland TR808 и TR909! И этот дух принимает новое поколение, которое делает и потребляет техно, лишь потому, что оно просто не может без него жить.

 

Иван Нечаев (Roland303), Санкт-Петербург

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

×
×
  • Создать...