Перейти к содержанию

Южное путешествие [ОТЧЕТ]


Рекомендуемые сообщения

mazda_zakat_small.jpg

 

Немного запоздало, но думаю многим интересно посмотреть будет. На следующий год поедете в те края, будете знать что смотреть.

 

В то время как туристы ринулись на Алтай смотреть на солнечное затмение, было решено не выпендриваться и поехать на юг. Впрочем, судя по новостям на трассе М4 были огромные пробки - не только нам надоела отвратительная московская погода. Тут я и вспомнил про Волгоградскую и Астраханскую области, а особенно про целебное озеро Эльтон и соленое озеро Баскунчак.

 

Как это обычно бывает, все наши путешествия получаются спонтанно. Главное - побывать в новых местах. В июне мы изучали Мурманскую область на прокатной машине, посмотрели на Северный Ледовитый Океан. Теперь пришло время отправляться на юг, в теплые края. Трасса М4 приелась, я знаю ее почти наизусть - еще с раннего детства я с родителями ездил на море каждое лето. Поэтому из южных регионов страны оставались только Волгоградская и Астраханская области.

 

Если посмотреть на карту, то общая схема нашего путешествия выглядит вот так:

map.jpg

 

Цветом обозначены интервалы движения по дням.

 

Автомобиль: Мазда3 спорт на низкопрофильной резине, явно не соответствующая извечной русской беде с дорогами. На поездку отводится неделя и 20 тыс. рублей денег. С собой - одежда, фототехника, gps-навигация.

 

Про вождение на трассе:

Езда по трассе несколько отличается от езды в городе, даже в таком высокоскоростном, как Москва. У каждого водителя обычно свой предел комфортной скорости. Плохая дорога снижает крейсерскую скорость. Мощный двигатель означает безопасные обгоны. Еще полезны навыки экономичного вождения в стиле P&G (pulse and glide). На скоростях выше 100 км/ч на лобовом стекле остаются следы от разбившихся насекомых - обычный омыватель их не смывает. Купите специальный концентрат в автомагазине, 300 мл банки хватает на 5 л бачок омывателя и избавляет от необходимости выбегать протирать стекло. Особенно актуально на закате, ночью следы на стекле сильно бликуют в свете фар встречных автомобилей. Ночью, кстати тоже есть преимущества в движении - на неосвещенных участках трассы отсутствуют машины ДПС. Заправляться всегда рекомендую 92 бензином, на нем чуть выше расход, чем на 95, зато риск нарваться на проблемный бензин в разы меньше.

 

Вообще, идеальное время для выезда в дальние поездки - 5 утра. Дальнобойщики в это время спят, также как и сотрудники ДПС (исключением является Краснодарский край, здесь как в том анекдоте — «Пап, вставай, они там уже целый час бесплатно ездят»). Но в силу различных семейных обстоятельств мы проспали, и смогли выехать только в районе обеда. До Волгограда - 900 км. Постояли в пробке на МКАДе, съехали на первую бетонку, доехали до М4 и понеслись дальше. Развилка на М6. Сразу видно - Рязанская область, а это значит в большинстве своем плохой асфальт. На асфальте заплатки, однополосная дорога. Обгон запрещен. Сплошную линию не нарушаем никогда (пока светло). Пошла прерывистая - выходим на обгон. Заплатки на асфальте чувствуются спиной и через полчаса это уже начинает напрягать. Мимо проносится парочка Х5 и Каенн явно не замечающие разбитый асфальт. Темнеет.

 

mazda_zakat.jpg

Останавливаемся сфотографировать закат в Тамбовской области. Рядом поле подсолнухов, отчетливо видны заплатки на дороге. Это еще достаточно хороший участок.

 

Едем дальше. Ведь говорили нам - М6 не пригодна для нормального движения. Впрочем, альтернативой является только М4, на которой ремонтные работы и пробки. Попробуем чуть снизить скорость - 90 км/ч. Отвратительность асфальта заключается в жестких стыках с интервалом порядка 500 метров, на некоторых из них пробивает подвеску. Такое продолжается примерно 300 километров. Время 12 ночи, до Волгограда остается 200 километров, на вибрация от дороги порядком надоела. Станица Михайловка по левому борту. Яндекс говорит о существовании гостиницы. Загружаем карту города, находим гостиницу. —«Здрасьте, все занято остался один номер люкс за 4000 рублей». Не бюджетно. Ладно, поспим в машине в жилом квартале...

 

Подъем в 7 утра. Всю ночь шел дождь. Станица уже проснулась, люди спешат на работу. Хотя продуктовые магазины еще не открылись. Завтракаем и выезжаем обратно на трассу М6. Дождь продолжился. Оставшиеся 200 км до Волгограда едем медленно и аккуратно - хватит мучать машину. Приезжаем в город. Обед. Осмотр достопримечательностей.

 

photo_02.jpg

Центральная набережная. Несмотря на то, что это всего лишь Волга – воздух здесь какой-то морской.

 

photo_10.jpg

В начале Волго-Донского канала находится самый большой памятник Ленину в стране. Высота скульптуры - 27 метров, постамента - 30 метров.

 

photo_14.jpg

Здесь немного модных плоских светофоров как в Минске. Их отлично видно при любом положении солнца. А вот ездят в городе отвратительно. Любимый маневр: крайный правый - крайний левый, затем упереться в поворачивающего налево и вылезти в средний ряд. Поворотники используют просто как подтверждение того, что сейчас будет перестроение независимо от того есть ли помеха в соседнем ряду.

 

photo_16.jpg

Это типичный спальный район города.

 

photo_24.jpg

Но самой главной достопримечательностью города является Мамаев Курган. Зрелище потрясающее. Масштаб скульптур не особо передать фотографиями, но когда стоишь под статуей Родина-Мать пробирает легкая дрожь. Родина-Мать самая грандиозная статуя в России. Она почти в 2 раза выше американской Статуи Свободы, 87 метров. Здесь обязательно нужно побывать каждому.

 

photo_25.jpg

Также заслуживает внимания Волгоградское метро-лайт. Официально называется скоростной трамвай. Катается по выделенному полотну, имеется две с половиной подземных станции, остальное в процессе строительства. Цена билета - 8 рублей (продает кондуктор, а на подземных станциях в дневное время еще работают кассы, но их билеты вечером уже недействительны). А еще при подъезде к станции трамвай выключает головное освещение.

 

Насмотревшись на город отправляемся в гостиницу. 3000 руб за двухкомнатный двухместный номер после ремонта. Душ, мягкая кровать - наконец нормально выспемся.

 

После посещения Волгограда мы отправились на озеро Баскунчак. Для этого нужно переехать по Волжской ГЭС на противоположную сторону Волги. Здесь не все так просто с указателями, но при наличии GPS все просто, до ГЭС ехать нужно по указателям, после (в Волжском) исключительно следовать по направлению куда ведет GPS, т.к. объезная трасса в Волжском это какая-то жесть. Впереди оставалось где-то 150 км достаточно хорошей асфальтовой дороги с бескрайними степями вокруг и перекати-поле, весело катающимся по дороге. Подъезжаем к цели - здесь три поселка - Верхний, Средний и Нижний Баскунчак. В Среднем добывают гипс (завод knauf), в Нижнем добывают соль (завод Бассоль).

 

Цель нашего визита - соленое озеро, наш ответ Мертвому морю. А также гора Большое Богдо, невысокая, зато единственная гора Прикаспийской низменности.

 

Въезжаем в поселок. Сразу ощущается какой-то уют, разрухи не наблюдается, есть основные магазины, санаторий, общежитие, банкомат. Главная достопримечательность города - дети, предлагающие показать дорогу на озеро и требующие за это 20 рублей. Как саранча облепляющие машину и не дающие проехать. Очень сильно напомнило Муромцево Владимирской области. Когда приезжие не высказывают желания проехать на озеро (в таких случаях лучший ответ сказать, что уже был на озере и знаешь, где оно) дети начинают предлагать жилье в частном секторе :)

 

Отделавшись от детей, мы направились на грунтовку в начале которой стоял знак «к озеру» со стрелкой ведущей в противоположную сторону. Разумно рассудив, что раз туда не направляют к озеру, значит там самое интересное. Поехали. До горы Богдо по GPS примерно 12 км (по прямой). Двухполосная грунтовка, местами позволяющяя ехать 40 км/ч (это для нас). Проехав порядка 10 км, увидя бесконечно далекую дорогу дальше, мы решили вернуться до предыдущего перекрестка.

 

photo_01.jpg

Дорога до горы Большое Богдо выглядит вот так. Двухполосная грунтовка, местами колея которую мы предпочитали объезжать по степи. Здесь мы встречаем знакомых геокешеров Вику НЕСЕЗОН и Тёму.

 

photo_02.jpg

Примерно через 20 км от асфальта мы наконец приезжаем на кордон ведущий в заказник. 80 рублей с человека, 150 рублей за автомобиль - официальные расценки для проезда. Пока ждем кассира (все серьезно!) нам предлагают посмотреть на верблюда Иннокентия - воооон там в степи, маленькая точка на горизонте.

 

camel.jpg

Ладно, поехали. Дорога к верблюду была с глубокой колеей, где мы не просто бы цепляли брюхом, а там бы и остались, поэтому двумя колесами пришлось ездить по степи. Пофотографировались с верблюдом и поехали обратно.

 

photo_07.jpg

Соленое озеро. Смотря <a href=http://deepdig.narod.ru/map/M-38-142_baskunchak.jpeg target=_blank[/img] атлас</a[/img] можно поначалу подумать об ошибке, где железнодорожная ветка проложена прямо до центра озера. На самом деле так и есть, по соли можно спокойно ездить даже на автомобиле.

 

photo_08.jpg

Природа активно освоила фотошоп и радует нас фантастическими пейзажами.

 

photo_09.jpg

Неземная красота.

 

Ладно, по горе полазили, по бездорожью поездили с вывешиванием машины по диагонали, все запылились - пора купаться. Озеро не простое, а соленое. Урез воды в озере находится на 21 м ниже уровня моря. Вода в озере пополняется речкой Горькая, площадь водосбора которой составляет 11000 км², и водой из 25 родников. Солёность озера — около 300 г/л. Мощность поверхностной залежи соли на озере достигает 10-18 м. В результате добычи соли образовались выломы глубиной до 8 метров. Глубина залегания соли достигает 6 км. Весной и осенью уровень рапы в озере максимальный — до 1 метра. В рапе обитают только бактерии, которые выносят соль.

 

photo_14.jpg

Соленые пеньки, недорого.

 

photo_17.jpg

Официальный пляж, сюда же ездит маршрутка из санатория. Купание в озере достаточно специфично. Концентрация соли в нем находится на уровне Мертвого моря, поэтому утонуть здесь в принципе невозможно. Можно спокойно лежать на спине и держать ноутбук в руках ни капельки его не намочив. Все дно состоит из окаменевшей соли. После выхода на берег нужно ополоснуться, иначе после высыхания можно стать похожим на пельмешку. Вечером отправляемся на стоянку к пресному озеру, там же встречаем еще туристов из Москвы, направляющихся в Астрахань.

 

photo_18.jpg

Непосещенный в Волгограде планетарий компенсируется живым звездным небом.

 

Просыпаемся. Едем еще раз купаться. Соль, соль! Она повсюду. Говорят, что здесь добывают 80% соли в России, для меня только осталась загадка, куда ее потом девают? В Москве поваренная пищевая соль либо Брянская, либо из Белорусии и Словении. В местном магазине 1 кг поваренной пищевой соли стоит 2,50 руб.

 

А вот, наконец мы направились к первоначальной цели нашей поездки - озеру Эльтон. У нас было два пути - первый через степь по грунтовым дорогам примерно 100 километров, второй - объезд по правому берегу Волги на 400 км, зато по асфальту. Если бы была вторая машина (из соображений безопасности, а не вытаскивания из болот) мы несомненно выбрали бы первый вариант. Вообщем мы двинулись в строну Николаевска. Там обещали город Камышин на другом берегу водохранилища с гостиницей. Стемнело быстро, как это обычно бывает на юге. Паромная переправа найдена, но парома нет, а вокруг только газели с дынями и арбузами. Неизвестно будет ли еще один паром вообще сегодня. Находим секретную грунтовую магистраль в Николаевск - 10 минут и мы в провинциональном городке, густо населенном гопотой. Гостиница здесь одна, на первом этаже местная дискотека. Пожалуй мы поспим в машине...

 

Подъем в 8:00, гопнический город еще спит, заправляем канистры с водой на колонке. Выдвигаемся на Палласовку. Асфальт на удивление хороший, мы вполне можем идти 110 км/ч. Еще 100 км вдоль малочисленных таможенных КПП с Казахстаном и мы подъезжаем к Эльтону. Переезд через ж/д ветку, грунтовка средней тяжелости на несколько километров. Всю грунтовку Мазда отчаянно пыталась нам сказать, что нужно поставить ее низкопрофильными колесами на асфальт и прекратить издевательства - вывешивание по диагонали и преодоление уклонов на пределе переднего свеса.

 

photo_01.jpg

Антибликовая тонировка на заднее стекло :) Пыль из уплотнителей мы будем вымывать еще не один раз. А стекла минеральной водой близлежащего источника нефига не отмываются.

 

photo_02.jpg

2. А вот и само озеро, средняя глубина 10 см (!). Эльтон (ударение на второй слог) — соляное бессточное самосадочное озеро на севере Прикаспийской низменности, в Волгоградской области России с районным центром город Палласовка у границы с Казахстаном. Площадь озера — 152 км².

 

Озеро Эльтон было известно еще задолго до того, как стало популярным курортом. Уже во времена Ивана Грозного, после завоевания им Астраханского ханства, началась регулярная добыча соли на соляных озерах тех мест. В то время слава астраханских соляных озер была столь велика, что породила фантастические рассказы об их неисчерпаемости и высоком качестве соли.

 

С 1865 года государственная добыча соли была остановлена и передана в руки частных предпринимателей. Большинство из них ринулось на озера Эльтон и Баскунчак. Из-за больших нагрузок и неплановых разработок, длящихся более века, в конце 1980-х годов XX века отработка соли на Эльтоне была там прекращена. Приблизительно с этого времени можно начинать отсчет курортного предназначения озера.

 

На сегодняшний день Эльтон — это курорт с минеральными водами, лечебными ресурсами которого являются, кроме рапы, минеральные воды редкого хлоридно-натриево-магниевого типа. Они оказывают омолаживающее действие и стимулируют кровообращение. В трёх километрах от озера находится источник, чья вода по химическому составу очень похожа на «Ессентуки-17».

 

Экскурс в историю можно прочитать по <a href=http://ukrvolga.seun.ru/science/Elton.html target=_blank[/img] ссылке</a[/img] (откроется в новом окне).

 

photo_03.jpg

Вдохновленные рекордами скорости которые ставят на соляных озерах здесь тоже нашлись местные герои. Урез воды находится на 18 метров ниже уровня моря.

 

photo_07.jpg

Истина выражения «Гулять по воде» где-то здесь.

 

photo_09.jpg

Принимать грязевые ванны. Это ведь так просто - копаешь грязь до момента пока не почувствуешь сильный запах, обмазываешься ей и спустя 10-15 минут смываешь. Природное лекарство, которое действительно помогает. Лечение заболеваний периферической нервной системы, органов движения и опоры, пищеварения, гинекологических и др.

 

Сюда приезжают лечится, а раньше добывали соль. Рядом есть источники с минеральной водой, которую пьют коровы. И сдалась вам заграница? Чудеса природы вокруг нас, в нашей же стране. А сколько еще всего неизведанного?

 

Ладно, хорошего понемногу, а нам пора ехать в Саратов. Трассу М6 я больше не хочу видеть даже в страшном сне, поэтому домой вернемся по М5 «Урал». Обратно в Палласовку и выезжаем на малоизвестную трассу прямиком на Саратов. Здесь весело и интересно, за 400 км пути нам не встретилось ни одной автозаправки, а встречных автомобилей было не больше десятка...

 

photo_11.jpg

Русская национальная игра - угадай правильную траекторию проезда. Дорога откровенно ведет в никуда, здесь отлично переправлять контрабанду из Казахстана. А вдали за поворотом начнется мистическая дорога длиной порядка 70 километров, постоянно на подъем и идеально прямая. В смысле направления, т.к. асфальт там был такой же как на этой фотографии.

 

Затем мы приехали в Саратов. На посту ДПС на въезде в город нам сообщили о несоответствии тонировки передних стекол ГОСТу и принялись выписывать штраф на 100 рублей, я же донимал инспекторов на тему того, что им больше заняться что ли нечем, взяток все равно не получат, штраф оспаривается (талон ТО на месте). Поинтересовался, стоит ли мне на выезде из города проезжать теперь с опущенными передними стеклами (выезжать из города будем по другой дороге) или данный дебилизм происходит только на этом посту.

 

Вообщем, Саратов примечателен только тем, что расположен на Волге. В остальном город квадратно-гнездовой планировки с ДПСниками на каждом перекрестке (лучше б за безопасностью следили, а не за тонировкой). В центре города пешеходная улица Кирова (как в Челябинске) которая является лицом города. Большая деревня, одним словом. Ночуем в гостинице с 5 метровыми потолками и дубовой мебелью.

 

photo_13.jpg

В полдень выезжаем на Москву - путь на М5, через Пензу. Афигительные пейзажи омрачаются отвратительной дорогой. Плохой асфальт надоел, снижаем скорость до 50 км/ч, нас обгоняют даже грузовики... Ничего страшного, впереди развязка с М5 и дальше до Москвы - дорога за которой следят. Самые плохие участки - это колейность, где нам не хватало клиренса, и качественные заплатки, которыми нас уже было не испугать. Все остальное - это хорошая и качественная магистраль, скорость колебалась от 110 до 170 км/ч. Поздним вечером мы были дома.

 

Подводя итоги:

После обеда во вторник выехали, вернулись вечером в воскресенье. Две ночи в гостиницах, три в машине. Питание — вокруг полно магазинов. Суммарный пробег 3333 км, со средним расходом 7,8 литра, кондиционер был включен 70% пути. Заливался 92-ой бензин, по средней цене 23,5 рубля. Крейсерская скорость движения 110-130 км/ч при наличии асфальта без ям под колесами, в случае наличия ям и постоянного маневрирования между ними — 50-90 км/ч. Штрафы: квитанция на 100 р. за тонировку от Саратовских ДПСников, и квитания (идиоты, целых 200 рублей предлагал, ну не хотят и не надо) за небольшое превышение скорости (20 км/ч) под Баскунчаком в зоне действия знака «40, дорожных работ нет, просто разводим на деньги». Больше нигде ни разу не останавливали. Домой привезли кучу дыней и арбузов (10 р/кг). Из риска для нас была низкопрофильная резина и диски - все вернулось целое, однако диски похоже надо прокатать. На обратном пути перетерся управляющий провод электрогидроусилителя руля (походу от тряски жгут проводов выпал из держателя). Оказывается, этот загадочный механизм на самом деле простой гидроусилитель, насос которого питается электричеством, а не от вала двигателя. Устранил в гараже за час, хотя туда подлазить нужно было снимая бампер. В остальном никаких проблем.

 

Всего потрачено денег на поездку: около 17 тыс. руб. Можно было съэкономить на гостинице, но в одну машину жить в палатке на наш взгляд рискованно. Еще мы не доехали до Самары, но как мы теперь знаем, М5 пригодна для автомобилей, так что мы обязательно еще туда съездим.

 

Вот такое путешествие, больше фотографий из поездки в одноименных записях моего журнала. Следите за репортажами, всем удачи на дорогах!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 недели спустя...

Очень хороший отчет, фотки отличные!! Будто бы сам побывал :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

×
×
  • Создать...