Перейти к содержанию

Корпус саба своими руками


sk8head

Рекомендуемые сообщения

еще не купил матрешку, но думаю, это руководство для любого авто актуально.

 

Итак, был у меня фазоинверторный ящик сабвуфера, но озвучивать кварталы надоело. Хотелось более четкого структурированного баса, чтобы количество перешло в качество!

 

Изучение рынка готовых изделий показало, что готовые изделия обладают омерзительным качеством и годятся разве что для адаптации под дачный унитаз (благо форма подходящая). Поэтому было принято решение самостоятельно произвести ящик для сабвуфера типа ЗЯ.

 

Бюджет: это самое позорное место моей работы. По незнанию было куплено море всякого хлама, а остатки материалов составляли иногда до 80% приобретенного. Некоторые вещи не были использованы вообще. Всех цен я уже не помню (сборка шла в общей сложности около месяца, с приличными перерывами), но по самым скромным подсчетам было потрачено более 6 штук рублей.

Но был поставлен критерий - без компромиссов. То есть все, что нужно для достижения высшего качества звука. Так что с тяжелым бюджетом пришлось смириться.

 

Материалы:

1) Фанера 2 сорт 20 мм – 1 лист 4 м2 (800 руб)

2) Фанера 2 сорт 10 мм – 1 лист 4 м2 (400 руб)

3) Клей эпоксидный универсальный марки ЭДП (пр-во г. Дзержинск) – 1 упаковка 280 г. (70 руб)

4) Саморезы по дереву (25мм, 40 мм, 50 мм) – более 200 штук (рублей 200)

5) Силиконовый клей-герметик Done Deal – 1 тюбик (рублей 80)

6) Шумоизоляция StP BIMAST BOMB – 1 лист 0,6 х 0,9 м (380 руб)

7) (Винт 40х6 мм + усовая гайка + шайба + гровер) х 8 раз (ок. 100 руб)

8) Шпилька 100х8 мм + 4 шайбы + 4 гайки (ок. 60 руб)

9) Акустический кабель сечением 4 мм2 – 2 м (160 руб)

10) карпет 100х140 см - 220 рэ (в Автокэмпе)

11) клей FENТAC Adhesives 600 мл - 200 рэ

12) разъем для акустического провода - 250 рэ

13) гриль - 700 рэ

 

бесчисленные сверла, насадки для гайковерта, лезвия для лобзика, наждачки для шлифмашинки, а также один простой школьный циркуль – не помню сколько все это стоит

 

Инструменты:

0) Компутер

1) Электролобзик

2) Дрель

3) Гайковерт

4) Шлифовальная машинка

5) Шпатель

6) Карандаш

7) Циркуль

8) Линейка

9) Пыво

10) Руки

11) Мозоли на коленках и гимор на заднице

Изображение

 

Расчет. Корпус рассчитал в программах Bassbox и JBL Speakershop. Все параметры динамика берутся из мануала либо ищутся в нете. Абсолютный минимум: Qts (полная добротность), Vas (эквивалентный объем) и Fs (резонансная частота). Главный плюс этих программ – можно максимально точно рассчитать объем и подгонять под него форму ящика и всевозможные его размеры, а в специальном модуле показываются все детали будущего корпуса со всеми размерами.

Изображение

 

Изображение

 

В моем случае объем требовался 26-28 л. Жить в нем по-прежнему будет головка Art Sound Vulcan 12 катушка 2х2 Ом 1000Вт (Мах).

Изображение

 

Форму выбрал самую стандартную – прямоугольная трапеция (чтобы приставить аккуратно к спинке заднего сиденья). Плюс чем проще конструкция, тем больше жесткость). Сам по себе ящик получился компактным, в 1,5 раз меньше фазика.

 

Рисование на фанерке и выпиливание из нее всех деталек – ничо интересного.

Единственное, советую для этого использовать циркулярку, т.к. лобзик все время гуляет и грани получаются волнистыми.

Все грани выводились шлифмашинкой и подгонялись друг к другу. Это очень важно, так что не жалейте времени на примерки и подгонки. Как говорится, семь раз отмерь…

Изображение

 

Склеивание. Лучшего претендента на роль скрепляющего состава, чем эпоксидка не существует. Она самая крепкая и при этом сохраняет эластичные свойства, то есть при вибрациях не будет трескаться. Главное – соблюсти пропорции. Перебор закрепителя – потрескается, недобор – не вы сохнет до конца. Добавив в эпоксидку опилки, мы получаем пасту, которая не только отлично склеивает, но и заполняет все полости, что очень важно для герметичности! Адская смесь полностью полимеризуется за сутки, и результат уделывает по мощности цемент. Монолит! Затвердевшие излишки снимаются с большим трудом, так что лучше сразу удалять их. Сначала брал стружку после выпиливания, но получалась какая-то мокрая крупа. Потом додумался залезть в «опилкосборник» шлифмашинки. Там опилки - пудра!! Сразу каша превратилась в повидло!

 

Свинчивание. Каждый стык утянут саморезами с интервалом в 3 см. Без электрического гайковерта даже не пытайтесь, опупеете. Потому что мне их понадобилось штук 100! Перед ввинчиванием место под каждый саморез засверливается и фальцуется. После свинчивания дополнительно тем же раствором промазывается каждый стык и шпатлюются все полости и неровности.

Изображение

 

Жесткость. Для того чтобы саб еще больше напоминал великую китайскую стену, я добавил внутрь 6 ребер жесткости и две шпильки. Шпильки проходят вертикально через ящик и стягивают его, что дает «эффект натянутой тетивы». Кстати, объем всех внутренних деталей, включая и сам динамик, надо учесть при проектировании корпуса на компе (для этого с софте предусмотрен специальный модуль).

Изображение

 

Передняя стенка. Эта грань должна быть самой прочной, ведь она держит головку саба, которая в пиках должна отрабатывать киловатт! К тому же я хотел установить динамик заподлицо, что есть красиво. Решено было сделать бутерброд из 10 и 20 мм фанеры, причем отверстие предусматривало бы фалец для крепления корзины саба в один уровень с внешней поверхностью. На двух деталях одинаковой формы вычерчиваются и выпиливаются круглые отверстия, разница в радиусах которых различается ровно на ширину фланца корзины саба. Далее они склеиваются между собой максимально прочно! Для этого кроме эпоксидного раствора в ход пошли 110 (!) маленьких саморезов. Крайние ряды коротких саморезов после склеивания использованы как отверстия для длинных при креплении стенки к корпусу. Итоговый бутерброд, усеянный шляпками саморезов, выглядит устрашающе!

Изображение

 

Изображение

 

Крепление динамика. От саморезов я сразу отказался – недолговечно, при том что слушать разные головки я люблю и для этого их постоянно туда-сюда прикручиваю. Решение – винты. Одна проблема – часто производитель почему-то делает дырочки для тоненьких винтиков, которые даже выглядят несерьезно! То ли дело компания Art Sound! Позаботилась о надежном креплении. К моему ящику дин прикручен 8ю винтами калибра 6 мм и длиной 40. Вкупе с шайбами размером с рубль и гроверами видок подстать брутальной фронтальной стенке! Зато намертво. Если широких отверстий беспечный производитель сабвуфера не предусмотрел, советую рассверлить.

Отдельное слово о гайках. Под такую мощь вбивать обычные в фанеру с внутренней стороны я не стал – все равно сверну. На строительном рынке после длительных поисков были найдены специальные т.н. усовые гайки, которые используются в мебельных стяжках. По периметру они имеют по 4 зубца, которые на пол см утапливаются в фанеру. Опять намертво, да еще и многоразово.

Изображение

Изображение

Для герметизации ложе корзины густо намазано силиконовым герметиком, который после высыхания образует отличную многоразовую прокладку

Сверлить отверстия под крепление динамика надо через сам динамик. Это единственное место во всей работе, где ошибаться нельзя! Пол миллиметра – и одна точка крепления выбывает!

Изображение

 

Шумоизоляция. Корифеи говорят, что можно и без нее, но… это же программа максимум! закипил лист BIMAST BOMB площадью 1 м2. Такого куска хватило аккурат для покрытия всей внутренней поверхности ящега. Укладка происходит с помощью промышленного фена и укаточного валика - так же, как и при шумке салона. Сразу предупреждаю – после такой обработки уже ничто не заставить шумку расстаться с фанерой. Рассчитывайте все заранее.

Изображение

 

Изображение

 

Питание динамика. Чашка с клеммами не есть гут и делать такую дырку в бескомпромиссном сабе – явный компромисс. Но есть еще один минус – лишний разрыв цепи. Это всегда вносит пусть минимальные, но помехи на пути сигнала. Поэтому я не долго думая протянул кабель напрямую от клемм динамика до клемм усилителя. Отверстие под кабель замазано силиконовым герметиком, т.к. здесь нужна большая гибкость, чем может дать эпоксидка. Провод взял самый толстый какой нашел – сечением 4 мм2.

 

Итак, все склеено, свинчено, стянуто и подключено.

Изображение

 

Изображение

 

Пилотный запуск непросохшего корпуса, установленный под неудачным углом в багажнике седана моего товарища, размер салона которого больше моего раза в полтора, показал МЕГА-БАС! И количество, и качество. Вроде, все получилось.

 

Далее, сверху и снизу приделал еще по одному слою 10 мм фанеры для компенсации гаек и шайб шпилек, торчащих снаружи:

Изображение

 

гайки залиты эпоксидкой

Изображение

 

Обтяжка карпетом

Перед обтяжкой весь корпус тщательно обраротал лобзиком и шлифмашинкой для выведения итоговой гладкой формы

Задолбался искать карпет под цвет салона, купил черный

Всем советую найти специальный клей для этих целей. Известных мне варианта два, оба спреи: HYCOTE (не нашел) и FENТAC Adhesives (вот он)

Изображение

Спрей удобен, потому что наносится очень равномерно и образует слой клейкой пены, которая заполняет все пространство под неоднородным и пористым карпетом

 

Перед нанесением клея надо убедиться, что поверхность ровная, однородная и обезжиренная. Если есть сомнения, лучше еще раз пройтись шкуркой.

 

Обтягивать ящик очень просто, в основном потому, что карпет запросто прощает промахи в 2-3 миллиметра.

Все слои делал в стык, "выкройка" такая:

Изображение

 

Порядок обтяжки:

1) Боковые стенки

2) Одним куском по кругу все остальные стенки, с запасом по ширине, чтобы края выступали на 4-5 см

3) загибание краев с подгонка друг к другу

4) вырезание дырки под дин (тоже оставил выступ в 1 см, чтобы потом загнуть внутрь и приклеить)

стыки почти на видны

Изображение

 

Изображение

 

Главное правило при обтяжке - СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ!

При нанесении клея во время подгонки стыков очень важно аккуратно прикрыть края покрвываемой клеем области, чтобы не запачкать внешнюю сторону уже наложенного карпета. Можно использовать газету, обрезки карпета, но лучше всего - мебельный скотч

И не жалеть газет, настилаемых под на место работы, чтобы все не усрать!

При монтаже головки я набухал герметика на место соприкосновения головки и корпуса и во все отверстия под винты. Для пущей герметичности.

 

Портативность без потери качества.

Чашка-клеммник - это явный компромисс в качестве. прямой провод от динамика до усилителя - это неудобно (каждый раз приходится отвинчивать его от клемм услителя и волочить по полу кабель)

решение - применение специализированного коннектора из мира студийно-эстрадного автозвука!!!

я использовал коннектор спикон (Speakon) фирмы Neutrik, модель NL2FC, и маму для него (http://www.neutrik.com/fl/en/audio/210_102911/NL2FC_detail.aspx). Ниже - его фотки. В последней инкарнации я поставил более серьезный спикон NL4FX и тем самым обеспечил акустический кабель сечением 5мм2 вместо 3,5мм2 на предыдущем разъеме. Но принцип там такой же, так что и эти фотки сойдут.

В разобраном виде:

Изображение

 

И в папе, и в маме винтовые клеммы, так что концы провода просто вставляются в пазы и зажимаются винтом. Но для надежности я использовал маму с простыми клеммами и кабель к ним припаял. Так надежнее.

Получилось так:

Изображение

 

Для интеграции в корпус пришлось делать вскрытие: отрезать кусок карпета, просверлить новую дырку под маму диаметром 20 мм и потом еще растачивать ее напильником (там нестандартный диаметр), заделать старое отверстие. сам корпус мамы и ее фалец я обмазал эпоксидкой с опилками, вставил в отверстие и притянул двумя саморезами. Потом наложил фигурную заплатку из карпета.

Получилось аккуратно и надежно:

Изображение

 

Изображение

 

Еще раз весь ящег с грилем:

Изображение

 

ВОТ И ВСЕ! САБ ГОТОВ! Можно нести обратно в машину!

 

Всем, кого я вдохновил:

1) СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ – ОДИН ОТРЕЖЬ

2) наберитесь терпения

3) без нормального инструмента – не треплите себе нервы, купите в магазине

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

СУПЕРРРР!!!

+5

я теперь это буду использовать как инструкцию к построению моей системы!

автор реально круто!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

sk8head,

Огромное спасибо! Большущий респект за работу и отличную инструкцию!

 

не за что! зачем другим набивать те же шишки, если я их всех собрал уже?? :D

 

Афигеть! На вид приколько получилось!!! а как звучит? лучше чем готовый из магазина?

 

конечно, лучше!! иначе ради чего все старания?? :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

пятёрка!

в старую машину делал для динов корпуса, чтобы аккурат на двери передние входили, но просчитался с объёмом и они дерьмово звучали :( но смотрелись офигенно :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мега отчет! Со времен halin-a, столько не читал. :lol: СПАСИБО!

А можешь ссылочку на прогу скинуть, где качнуть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

еще не купил матрешку, но думаю, это руководство для любого авто актуально.

 

Изучение рынка готовых изделий показало, что готовые изделия обладают омерзительным качеством и годятся разве что для адаптации под дачный унитаз (благо форма подходящая). Поэтому было принято решение самостоятельно произвести ящик для сабвуфера типа ЗЯ.

 

 

Молодец! Хороший отчет!

 

По поводу адаптации под дачный унитаз готовых изделий - это конечно круто :D

Я все таки несколько другого мнения: если из готовых ящичных сабов вынуть динамик - то они хорошо подходят как красивый домик для собачки или кошки :D

 

То что сделана шумоизоляция ящика - это хорошо, но я бы назвал ее вибродемпфирующей в данном случае.

Единственно, чтобы я обязательно сделал, пока есть время до установки в машину - надо внутри ящика хотя-бы напротив динамика саба приклеить или повесить мат из войлока, уплотненной ваты... короче чего-то, что не даст обратно отразиться звуку от противоположной гладкой стенки. В идеале лучше такими матами приглушить все стенки, но обычно хватает только напротив динамика.

Без этого, если внимательно прислушаться - обязательно на каких-то частотах будет бубнение, когда звук отразившись от задней стенки попадет опять на минусовой или плюсовой ход динамика.

Нельзя оставлять внутри ящика гладкие поверхности!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мега отчет! Со времен halin-a, столько не читал. :lol: СПАСИБО!

А можешь ссылочку на прогу скинуть, где качнуть.

 

пасиб :)

насчет проги, не помню уже, где скачать, но могу скинуть на мыло

 

Единственно, чтобы я обязательно сделал, пока есть время до установки в машину - надо внутри ящика хотя-бы напротив динамика саба приклеить или повесить мат из войлока, уплотненной ваты... короче чего-то, что не даст обратно отразиться звуку от противоположной гладкой стенки. В идеале лучше такими матами приглушить все стенки, но обычно хватает только напротив динамика.

Без этого, если внимательно прислушаться - обязательно на каких-то частотах будет бубнение, когда звук отразившись от задней стенки попадет опять на минусовой или плюсовой ход динамика.

Нельзя оставлять внутри ящика гладкие поверхности!

 

знаю такое. не сделал, т.к. отчасти сам бомб гасит, а во-вторых, косая стенка помогает "сбивать" резонанс. вот если бы ящик был квадратный, то это был бы караул!!! :D по результатам прослушивания бубнежа не замечено

да и вообще, я его уже продал - не подходил он под мой новый саб :(

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нельзя оставлять внутри ящика гладкие поверхности!

 

Это точно! Иногда даже применяют синтепон.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 месяца спустя...

Мегареспект за отчет и старание. Есть вопрос. Насколько я знаю, качество соединений влияет на высокие частоты, стоило ли так заморачиваться с коннекторами?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Мегареспект за отчет и старание. Есть вопрос. Насколько я знаю, качество соединений влияет на высокие частоты, стоило ли так заморачиваться с коннекторами?

во-первых, зачем бы мне нужны были высокие частоты на сабе? ))

во-вторых, это уже была борьба на интерес - обеспечить портативность и при этом максимальное качество соединения

 

Нескромный вопрос - сколько весит это чудо?

30 кило

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 7 месяцев спустя...

да и вообще, я его уже продал - не подходил он под мой новый саб :(

 

Странно всё это...Ты делал такой серьёзный корпус под не самую лучшую голову, которую вместе с корпусом вскоре продал... Если бы я вложил столько труда и времени в это, я бы во-первых строил корпус под такую голову, которую мне бы не пришлось вскоре менять, а во-вторых ни за что бы не расстался с ней :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

×
×
  • Создать...