Перейти к содержанию

Тонировка и как следует вести водителю в случае составления протокола


S-Devochka

Рекомендуемые сообщения

Здравствуйте, уважаемые одноклубники! Смотрю тем про тонировку и штрафов много, но четко по делу нет! Вот нашла отличную статью про животрепещущую тему. Надеюсь, кому-то из Вас это поможет. Текст большой, но лучше дочитать до конца.

 

Вступившим в силу в конце 2010 г. Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств установлена допустимая степень тонировки стекол автомобиля. Каким образом она будет определяться инспекторами ГИБДД и как следует себя вести водителю автомобиля с тонированными стеклами в случае составления в отношении него протокола об административном правонарушении из-за тонировки?

 

По поводу тонировки стекол автомобиля постоянно идут жаркие споры. Ее сторонники говорят о снижении при тонированных стеклах риска ослепления водителя, создании препятствий для нагрева и выгорания салона автомобиля, уменьшении риска разлета осколков стекла при аварии. Противники отмечают снижение видимости водителем автомобиля с тонированными стеклами проезжей части дороги и участников дорожного движения (особенно в темное время суток и при плохих погодных условиях), приводящее к повышению риска ДТП.

Дополнительный накал страстей в спорах сторонников и противников тонировки вызвало вступление в силу в конце 2010 г. Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720 (далее – Технический регламент о безопасности), а также регулярные «антитонировочные» рейды, проводящиеся сотрудниками ГИБДД в последнее время. Правда, теперь в основном обсуждаются другие вопросы: как сотрудники ГИБДД будут определять, правомерная на стеклах тонировка или нет, и какие меры будут применяться к владельцам тех автомобилей, тонировка стекол которых не соответствует установленным нормативам?

Для того чтобы разобраться в этих вопросах, рассмотрим законодательное регулирование в этой сфере.

 

БУКВА ЗАКОНА

 

Основными документами, определяющими допустимую степень тонировки стекол автомобиля, а также устанавливающими меры ответственности за тонировку сверх разрешенных нормативов и правила взаимодействия водителей и сотрудников ГИБДД, сегодня являются:

– Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (в ред. от 10 мая 2010 г.);

– Технический регламент о безопасности (в ред. от 10 сентября 2010 г.);

– Положение о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 880 (в ред. от 13 ноября 2010 г.; далее – Положение о проведении техосмотра);

– КоАП РФ;

– Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции);

– Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденный Приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 (в ред. от 31 декабря 2009 г.; далее – Административный регламент МВД России).

В соответствии с п. 3.5.2 Приложения 5 к Техническому регламенту о безопасности светопропускание ветрового стекла, передних боковых стекол и стекол передних дверей (при наличии) автомобиля должно составлять не менее 70%. Кроме того, п. 3.5.3 указанного Регламента допускает крепление в верхней части ветрового стекла транспортных средств категорий М1, М2 и N1 полосы прозрачной цветной пленки шириной не более 140 мм, а на транспортных средствах категорий мазда3 N2 и N3 – шириной, не превышающей минимального расстояния между верхним краем ветрового стекла и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем. При этом требования к светопропусканию, установленные в п. 3.5.2, на всех указанных транспортных средствах должны выполняться.

Необходимо пояснить, что согласно Приложению № 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказами МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192 и Минэкономразвития России № 134 от 23 июня 2005 г. (в ред. от 19 января 2011 г.) к категории М1 относятся механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения, кроме места водителя, к категории М2 – механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальную массу не более 5 т, к категории N1 – механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 т, к категории мазда3 – механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальную массу более 5 т, к категории N2 – механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 т, но не превышает 12 т, и к категории N3 – механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 12 т.

Из приведенных норм следует, что если ветровое и передние боковые стекла автомобиля, а также стекла передних дверей имеют тонировку, которая обеспечивает светопропускание ниже указанного норматива, то это является нарушением требований действующего законодательства РФ. Управление транспортным средством, на котором установлены такие стекла, согласно ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в размере 500 руб. Каких-либо других последствий для нарушителя кроме указанного штрафа законом пока не предусмотрено.

Нередко между инспектором ГИБДД, задержавшим автомобиль с тонированными стеклами, и его водителем возникают споры относительно правомерности задержания автомобиля, запрещения его эксплуатации, а также помещения на специализированную стоянку. В подобных ситуациях водителю нужно иметь в виду, что ст. 27.13 КоАП РФ «Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации» в действующей в настоящее время редакции не содержит положений о возможности задержания автомобиля с тонированными стеклами, запрета его эксплуатации и помещения на штрафстоянку в случае составления в отношении водителя протокола об административном правонарушении по ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ. Не предусматривает указанная статья КоАП РФ и возможности снятия государственных регистрационных знаков с автомобиля с тонированными стеклами, светопропускание которых не соответствует требованиям Технического регламента о безопасности, до устранения причины запрещения эксплуатации автомобиля.

Правда, ситуация изменится с 1 июля 2012 г., когда вступят в силу изменения, внесенные в ст. 27.13 КоАП РФ п. 17 ст. 3 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ. Данные изменения дают сотрудникам ГИБДД полномочия по запрещению эксплуатации автомобиля с излишней тонировкой и снятию с него государственных регистрационных знаков до момента устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства.

Но в любом случае и сейчас, и после 12 июля 2012 г. наличие излишней тонировки стекол автомобиля еще нужно установить.

 

ЗАМЕР «НА ГЛАЗОК»

 

Как следует из содержания пп. пп. «а» и «в» п. 2 Положения о проведении техосмотра, проверка тонировки стекол автомобиля на соответствие требованиям технического регламента о безопасности проводится в ходе государственного технического осмотра автомобиля. Согласно этим нормам проверка соответствия технического состояния и оборудования транспортных средств требованиям нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также технических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, связанных с эксплуатацией транспортных средств, относится к основным задачам, решаемым в ходе технического осмотра.

В то же время из положений КоАП РФ, Закона о полиции, Административного регламента МВД России вытекает, что проверка соответствия тонировки стекол автомобиля нормативным требованиям может быть произведена и в процессе эксплуатации автомобиля.

Что в связи с этим нужно знать водителю автомобиля с тонированными стеклами?

1. Пункт 20 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции предоставляет сотрудникам полиции право на остановку транспортных средств, если это необходимо для обеспечения безопасности движения. Согласно п. 63 Административного регламента МВД России основанием для остановки транспортного средства помимо прочего могут быть:

– установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;

– наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах компетенции соответствующего органа. В соответствии же с ч. 1 ст. 23.3 КоАП РФ право рассмотрения дел по административным правонарушениям, предусмотренным ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ, принадлежит органам внутренних дел (полиции). Указанные положения Кодекса дают право сотрудникам ГИБДД составлять протоколы об административных правонарушениях по ч. 3.1 ст. 12.5. А вот рассматривать дела по данным нарушениям исходя из п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ от имени органов внутренних дел (полиции) могут лишь следующие должностные лица: начальник ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) ДПС, его заместитель.

Так что если постановление-квитанцию об уплате штрафа выписывает и вручает водителю рядовой сотрудник ГИБДД, не входящий в число указанных должностных лиц, то данное действие совершается им с превышением полномочий. Он вправе только остановить автомобиль, стекла которого имеют, на его взгляд, меньшую степень светопропускания, нежели установлено техническим регламентом, провести в установленном порядке необходимые измерения и составить протокол об административном правонарушении. Вынесение же постановления по делу об административном правонарушении и назначение наказания в виде штрафа находятся в компетенции только указанных ранее лиц.

2. Установить несоответствие тонировки стекол автомобиля нормативным требованиям «на глазок» сотрудник ГИБДД не вправе. Он может лишь обратить внимание на визуально заметные признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о возможном нарушении нормативных требований по тонировке. Для того же, чтобы данные предположения сотрудника ГИБДД нашли свое подтверждение, необходимо произвести измерения степени светопропускания стекол автомобиля специальным прибором, именуемым тауметром. А этот процесс является процессом получения доказательств по делу об административном правонарушении, в связи с чем он должен проходить в строгом соответствии с требованиями нормативных документов, регламентирующих действия сотрудников ГИБДД.

В соответствии с ч. 2 ст. 26.2. КоАП РФ фактические данные, являющиеся доказательствами по делу об административном правонарушении, могут быть помимо прочего установлены показаниями специальных технических средств. При этом ч. 3 указанной статьи КоАП РФ содержит правило, согласно которому использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.

Согласно положениям п. 46 Административного регламента МВД России технические средства для контроля за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны:

– быть сертифицированы в качестве средства измерения;

– иметь действующее свидетельство о поверке, выдаваемое органами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (хранится в подразделении);

– применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств.

Таким образом, при проведении измерений степени светопропускания стекол автомобиля сотрудник ГИБДД должен:

– пользоваться для измерений сертифицированным прибором с пломбой (целостность которой не нарушена) лица, проводившего поверку прибора, и действующим (т.е. не просроченным) свидетельством о поверке на данный прибор;

– располагать инструкцией и методическими указаниями о порядке использования прибора и проведения с его помощью измерений;

– четко и неукоснительно следовать при проведении измерений требованиям, содержащимся в инструкции и методических указаниях к прибору (в них указывается перечень условий (температура и влажность воздуха, наличие осадков т.п.), в которых обеспечивается корректная работа прибора).

Если этот сотрудник нарушает вышеуказанный порядок, полученные результаты измерений в силу упомянутых положений ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не могут считаться законным доказательством, подтверждающим факт нарушения автолюбителем действующих норм о тонировке.

 

СРОК ДЛЯ ЖАЛОБЫ

 

Для фиксации и последующего подтверждения факта нарушения сотрудником ГИБДД порядка проведения измерений, установленного законом, водитель может вести аудио- или видеозапись процесса общения с сотрудником ГИБДД и осуществляемых им действий. По общему правилу, предусмотренному п. 25 Административного регламента МВД России, сотрудники ГИБДД не должны препятствовать использованию участником дорожного движения видео- и звукозаписывающей аппаратуры. Исключением являются случаи, когда законодательство запрещает вести соответствующий вид съемки. В таких случаях сотрудник ГИБДД должен сообщить участнику дорожного движения о наличии законодательно установленного запрета на проведение аудио- или видеозаписи.

Водителю также следует внимательно прочитать протокол, составленный сотрудником ГИБДД, убедиться в полноте и верности указанных в нем сведений (когда, кем составлен протокол, при помощи какого прибора и в каких условиях проведены измерения тонировки) и отсутствии незаполненных граф (например, графы «Сведения о свидетелях и потерпевших», куда недобросовестный сотрудник ГИБДД может впоследствии внести дополнительные сведения). Кроме того, водителю, несогласному с данными, указанными сотрудниками ГИБДД в составленном протоколе об административном правонарушении, обязательно нужно отразить свое несогласие и кратко указать его основные причины. Например, это может быть запись в графе протокола «Объяснения и замечания по содержанию протокола» в виде следующей формулировки: «С составленным протоколом не согласен. При проведении измерений сотрудником ГИБДД, несмотря на мою просьбу, не было представлено свидетельство о поверке прибора и инструкция к прибору о порядке его использования. Пломба о поверке на приборе отсутствовала. Измерения проводились в следующих погодных условиях: дождь, снег. Таким образом, отсутствует подтверждение того, что измерения проведены надлежащим образом».

В ряде случаев водителю имеет смысл подготовить и направить в орган ГИБДД, сотрудником которого составлен протокол об административном правонарушении, более подробные письменные возражения относительно «тонировочного» протокола.

Если постановление об административном правонарушении по ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ вынесено без предшествующих этому измерений степени светопропускания стекол автомобиля либо должностным лицом, которое не имеет на то полномочий, или если водитель не согласен с результатами измерений, он имеет полное право оспорить данный документ.

По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Подать жалобу можно либо вышестоящему должностному лицу органов ГИБДД, либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Для автолюбителя, как правило, лучший эффект дает судебное обжалование.

Для того чтобы оспорить постановление по делу об административном правонарушении в судебном порядке, необходимо составить письменную жалобу и отнести ее в канцелярию соответствующего районного суда либо отправить в суд по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Госпошлину платить не требуется, ибо в соответствии с ч. 5 ст. 30.2 КоАП и пп. 7 п. 1 ст. 333.36 НК РФ граждане и организации при подаче в суд жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Жалоба в суд на постановление об административном правонарушении должна содержать:

– наименование суда;

– сведения о подателе жалобы (Ф.И.О., адрес регистрации, контактный телефон);

– наименование документа («жалоба на постановление об административном правонарушении» и т.п.);

– достаточно подробное описание всех фактических обстоятельств дела (кто, когда, где, каким образом определил наличие нарушения требований действующего законодательства о степени светопропускания стекол автомобиля);

– указание на несогласие подателя жалобы с вынесенным в отношении него постановлением об административном правонарушении, поскольку он считает это постановление незаконным и необоснованным;

– описание нарушений, допущенных сотрудниками ГИБДД при сборе доказательств по делу о данном административном правонарушении и привлечении заявителя к административной ответственности;

– требование об отмене вынесенного в отношении подателя жалобы постановления об административном правонарушении и прекращении производства по делу об административном правонарушении;

– список прилагаемых к жалобе документов (если таковые имеются);

– личную подпись подателя жалобы и ее расшифровку;

– дату составления жалобы.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ рассмотрение жалобы по делу об административном правонарушении должно быть осуществлено судом в 2-месячный срок со дня ее поступления в суд со всеми материалами дела.

Аналогичный порядок подачи жалобы и в том случае, если автолюбитель хочет пойти по пути административного, а не судебного обжалования. Разница будет заключаться только в том, что жалоба адресуется не в суд, а вышестоящему должностному лицу органов ГИБДД. При этом жалобу можно подать как через орган, должностным лицом которого вынесено постановление, так и непосредственно в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу). В соответствии с ч. 1 ст. 30.5 КоАП РФ рассмотрение жалобы вышестоящим органом (вышестоящим должностным лицом) должно быть осуществлено в 10-дневный срок со дня ее поступления в данный орган (к данному лицу) со всеми материалами дела.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Т.е. в итого вообще нельзя будет иметь тонировку боковых передних стекол, ничего не пропустил?"

 

С 1 июля 2012 года будут снимать номера. но ВСЕГДА должны проводить замер....А замер должен быть ПРАВИЛЬНЫМ согласно инструкции и методич. указаниям. Суть данной статьи в этом! чтоб каждый водитель понимал на что обращать внимание.

 

а где можно посмотреть и почитать методические указания при замере светопропускания стекол????

а статья очень даже позновательна! спасибо!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Т.е. в итого вообще нельзя будет иметь тонировку боковых передних стекол, ничего не пропустил?"

 

С 1 июля 2012 года будут снимать номера. но ВСЕГДА должны проводить замер....А замер должен быть ПРАВИЛЬНЫМ согласно инструкции и методич. указаниям. Суть данной статьи в этом! чтоб каждый водитель понимал на что обращать внимание.

 

а где можно посмотреть и почитать методические указания при замере светопропускания стекол????

а статья очень даже позновательна! спасибо!

Посмотри в СПС "Консультанте". Если нужно могу найти.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как думаете - в Москве гайцы начнут драть за тонировку? или как сейчас только во время специальных рейдов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как думаете - в Москве гайцы начнут драть за тонировку? или как сейчас только во время специальных рейдов.

Сейчас вступит закон в силу и начнут "драть" везде, независимо от региона!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Т.е. в итого вообще нельзя будет иметь тонировку боковых передних стекол, ничего не пропустил?"

 

С 1 июля 2012 года будут снимать номера. но ВСЕГДА должны проводить замер....А замер должен быть ПРАВИЛЬНЫМ согласно инструкции и методич. указаниям. Суть данной статьи в этом! чтоб каждый водитель понимал на что обращать внимание.

 

а где можно посмотреть и почитать методические указания при замере светопропускания стекол????

а статья очень даже позновательна! спасибо!

Посмотри в СПС "Консультанте". Если нужно могу найти.

ок! посмотрим! спасиб!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заархивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для дальнейших ответов.

×
×
  • Создать...